В прошлую пятницу Латвийская национальная корпорация airBaltic отпраздновала пятилетие своего присутствия на рынке международных авиаперевозок в Украине. Не секрет, что ведущие авиакомпании мира переживают сейчас далеко не лучшие времена. Беспрецедентные теракты в Нью-Йорке (11 сентября) и катастрофа американского самолета А-300 (12 ноября), оставив на земле сотни самолетов, «подвесили» в воздухе престиж гражданской авиации. По данным экспертов, общие потери авиакомпаний за три осенних месяца текущего года составили более $25 млрд. Скептики утверждают, что достичь былых рыночных высот пассажирским авиаперевозчикам будет практически не возможно. Иной точки зрения придерживается президент airBaltic Йенс Хелмо Ларсен:
— Господин Ларсен, не секрет, что многие авиакомпании столкнулись с серьезными трудностями: с одной стороны — снижение спроса на пассажирские авиаперевозки, с другой — существенное повышение стоимости страховых полисов. Как переживает этот процесс ваша авиакомпания?!
— Действительно, практически все без исключения авиакомпании сейчас переживают серьезные финансовые трудности. Прежде всего, это обусловлено ценовым давлением, которое оказывают на нас в том числе и страховые бюро. Вам, судя по всему, известно, что самый критический момент мы переживали сразу же после терактов, когда стоимость полисов возросла до астрономической суммы. Правительства США и стран Евросоюза выступили тогда гарантами этих выплат. Наша авиакомпания, если не считать поддержки со стороны авиакомпании SAS (привилегированной филией которой, собственно, и является airBaltic. — Авт. ), была вынуждена решать возникшие проблемы самостоятельно. Мы должны были решать сами, где найти средства для покрытия рисков. В этой связи мы попали в очень жесткие условия: страховые бюро, по сути, диктовали свои условия и не шли ни на какие переговоры. Мы были вынуждены платить большие страховые выплаты за наши самолеты. Это было очень тяжелое, нервное время, и на карту было поставлено, летать нам или не летать. Но мы его пережили и, по моему мнению, если не произойдет ничего экстраординарного, к середине следующего года все вернется на круги своя.
— Вы сказали, «если не произойдет...» Насколько высока вероятность повторения новой катастрофы?!
— Понятно, что от любых коллизий не застрахован никто. Что же касается авиаперевозок, то, я уверяю вас, это один из самых безопасных видов транспорта. Куда более безопасный, чем, к примеру, автомобильный. Боятся летать?! Что ж, с таким же успехом можно бояться выходить на улицу.
— Подобные, как вы выразились, «коллизии» не могли не оставить отпечаток на деятельности самих авиакомпаний. Произошли ли позитивные изменения в сфере пассажирских авиаперевозок?
— Вы знаете, все, как правило, рассматривают негативные последствия терактов. Тем не менее есть и позитивная сторона явления. Авиакомпании должны приспособиться к новой обстановке. Сейчас авиабизнес не тот, который был раньше. Новая ситуация заставляет авиакомпании улучшать показатели качества обслуживания, безопасности авиаперевозок и т. д. Вместе с тем, некоторые авиакомпании вынуждены сократить предлагаемый сервис, к примеру, отказаться от обслуживания на борту. Другие — наоборот попытаются найти возможность улучшить эти показатели. Мы пойдем по второму, на мой взгляд, — более перспективному пути. В любом случае, от этого, несомненно, выиграют потребители.
Кроме того, наиболее существенные изменения происходят в структуре рынка международных авиаперевозок. Раньше каждое государство имело свою национальную авиакомпанию. В будущем вряд ли это останется так. Некоторые авиакомпании, принадлежащие одной стране, будут оперировать на рынке другой. В этом случае также выиграют потребители.
— Интересно, какие меры принимают авиакомпании, чтобы исключить возможность повторения терактов?! Какие гарантии безопасности вы можете предоставить вашим пассажирам?
— Могу сказать, что в связи с последними событиями были приняты серьезные меры по борьбе с терроризмом. В частности, ужесточен контроль в аэропортах. С другой стороны — были внесены определенные изменения во внутренние правила авиакомпаний по ужесточению контроля за безопасностью перевозок. К сожалению, это внутренняя информация и я не могу говорить об этом более подробно. Уверяю, мы прилагаем максимальные усилия, чтобы обеспечить безопасность наших пассажиров.
Что касается гарантий, то наша авиакомпания летает только на самолетах производства Британии и Голландии. Во всех технических аспектах мы следуем стандартам ЕС. То же самое можно сказать и о подготовке персонала, об обслуживании, внутренних правилах и т. д. В этой связи следует отметить, что авиакомпания SAS проводит регулярные аудиты. Кроме того, две недели назад компания Lufthansa проводила свой аудит компании airBaltic. Итоги аудита подтвердили, что уровень нашей авиакомпании соответствует их уровню.
— Если не секрет, летаете ли вы самолетами? Если «да», то услугами какой авиакомпании пользуетесь и уверены ли вы в собственной безопасности на борту самолета?
— Конечно же, я летаю самолетами. Я люблю летать и повторю еще раз — авиаперевозки, согласно статистике, — самый безопасный вид транспорта. И я уверен в собственной безопасности. Все ведущие авиакомпании Европы обеспечивают надлежащий уровень безопасности. Что касается моего выбора, то, как говорится, на вкус и цвет — товарища нет. Самое главное, на мой взгляд, получать надлежащий уровень сервиса и чувствовать, что персонал авиакомпании заботится о вас. В мире много компаний, которые соответствуют этим требованиям. У меня нет устоявшихся симпатий... Впрочем, есть конкретные антипатии, но, как президент авиакомпании, я не имею морального права называть их. Выбор — за вами.