Трижды осужденный Национальный банк, безусловно, представляет собой сегодня не слишком привлекательное зрелище. Сможет ли он в его нынешнем состоянии выполнять свой конституционный долг — стоять на страже стабильности нашей денежной единицы после того как на этой неделе его практически лишили независимости — одного из главных преимуществ, благодаря которым могла относительно благополучно существовать финансовая система страны?
Отныне Национальный банк Украины становится едва ли не рядовым правительственным департаментом. Он теперь обязан согласовывать решения о рефинансировании банков с уполномоченным правительства. Куратором или, скорее, комиссарам в НБУ назначен, кстати, первый вице-премьер Александр Турчинов, познания которого в банковском деле никем еще ни были освидетельствованы.
Новый игрок в управление финансовым рынком введен постановлением Кабмина и Нацбанка «О порядке рефинансирования банков в период финансово-экономического кризиса», принятым на заседании правительства в четверг на основании статьи 86 Госбюджета-2009. В ней предусматривается, что порядок рефинансирования коммерческих банков утверждается НБУ вместе с Кабинетом Министров, тогда как ранее — исключительно Центробанком... Правда, в соответствии с новым порядком, НБУ может руководствоваться своими нормативными документами. Но если комиссар выскажет другое мнение, то Кабмину дается пять дней на вынесение окончательного вердикта.
По этому поводу одно из информагентств не без сарказма спросило: «Доллар в Украине будет прыгать под дудку политиков?». Комментируя данную ситуацию, компании «Astrum Investment Management» отмечает, что в случае возникновения двоевластия в Национальном банке Украины возможны резкие валютные скачки. «Подобные действия несут прямую угрозу для валютного курса, т. к. они встретят жесткое сопротивление со стороны Президента и внесут дестабилизирующий эффект в политику НБУ. В случае, если НБУ удастся сохранить дееспособность, ему придется усилить свое присутствие на межбанке для преодоления психологических последствий от конфликта».
Между тем критики Нацбанка стараются не афишировать тот факт, что в результате его деятельности реальный эффективный обменный курс гривни (РЭОК) в 2008 году девальвировал на 23,7%. «В декабре РЭОК девальвировал на 11,1% (с начала года — на 23,7%), — сообщает объективное Минэкономики, — несмотря на более высокий уровень инфляции в Украине (2,1%), чем в России (0,7%) при дефляции в еврозоне (0,1%) и США (0,7%)». В сообщении отмечается, что в результате отечественные производители получили возможность компенсировать потери от значительного снижения цен на внешних рынках на товары украинского экспорта. Именно таким образом НБУ, игнорируя политическое давление, добивался лучшего соотношения между импортом и экспортом и сдерживал инфляцию в Украине. Вполне вероятно, что это у него получалось еще и благодаря поддержке Президента страны. Уже после того как коалиция сумела провести через парламент известное неконституционное решение о смещении Владимира Стельмаха, глава государства напомнил, что когда формировался закон о Национальном банке Украины, все делалось для того, чтобы избавить Центробанк от политического давления.
На самом деле все эти споры, скорее всего, призваны закамуфлировать суть вопроса, заключающуюся в том, что правительство на самом деле просто предъявляет свои права на печатный станок. Нацбанк уже, похоже, сдался, как и тогда, когда дважды при руководстве Владимира Стельмаха поддавался давлению, направленному на резкую ревальвацию гривни...
Кто сможет противостоять столь массированному наступлению на стабильность? В парламенте уже зарегистрирован законопроект, направленный на то, чтобы восстановить независимость НБУ, его самостоятельность в принятии решений. Совет Нацбанка пока философски молчит, хотя, как считает народный депутат Василий Горбаль, «не должен оставаться в стороне от ситуации».
Противоположное мнение высказывает председатель Верховной Рады Владимир Литвин. Он выступает за скорейшее принятие совсем других изменений в закон о Национальном банке. «Это не должно быть государство в государстве», — уверен спикер, обвиняя НБУ в том, что его репутация в настоящее время не способствует доверию к национальной валюте.
се мы сегодня можем по-разному понимать смысл слова «доверие». Более того, в стране его уже просто нет, причем ни к кому — ни к банкам, ни к первым руководителям, ни к судам, ни к прокуратуре. Анархистский лозунг «Геть усіх» решительно пробивается на повестку дня. Стоит ли его поддерживать главе законодательного органа? Ведь и без того именно от потери доверия проистекают многие наши беды. Тем более и правительство, по определению, не может не доверять Национальному банку и просто не имеет права делать из него врага.