Борис АНДРЕСЮК, первый заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны, фракция СДПУ(О):
— На заседании нашего комитета рассматривался вопрос о внесении на рассмотрение Верховной Рады законопроекта об отмене решения парламента об отправке украинского контингента в Ирак, поступившего от коммунистов. Было определено, что этот законопроект не соответствует действующему законодательству. Нельзя вносить законопроект, отменяющий уже реализованное решение. Парламент принял соответствующий закон, которым одобрил решение Президента об отправке нашего миротворческого контингента в Ирак. И этот закон вступил в силу, — наши военнослужащие несут там службу. Член БЮТ Александр Турчинов внес постановление об отзыве. Однако сегодня процедура и отправки миротворческих контингентов, и их отзыва четко урегулирована действующим законодательством. Отзыв контингента — прерогатива исключительно Президента Украины. Следовательно, с теми инициативами об отзыве миротворцев, которые сегодня внесены народными депутатами, есть «неувязки». Это во- первых. Во-вторых, на комитете мы пришли к выводу, что не нужно политизировать этот вопрос. Недавно я вернулся из Ирака, где побывал во всех точках, где находятся наши миротворцы. По оценкам как иностранных экспертов, так и руководства украинского Минобороны, наши военные там выполняют исключительно миротворческие функции, которые и были предусмотрены в одобренном парламентом решении Президента. Никаких не предусмотренных действующим законодательством функций они там не выполняют. Более того, наши миротворцы выполняют в Ираке огромную гуманитарную миссию. Я сам видел, как украинские ребята передавали оборудование для четырех местных школ. Если наш контингент прекратит оказывать помощь гражданскому населению Ирака, это может иметь очень печальные последствия. Что касается вопроса, не является ли присутствие миротворцев в Ираке определенным фактором риска для Украины, я бы сказал так: риск есть везде. Везде, где находятся наши контингенты, есть и риск. Но речь идет о военном деле. Да, в Испании произошел террористический акт. Но мы не должны в связи с этим прибегать к психозу. Вместо того, чтобы подумать, что мы еще должны сделать для Минобороны по линии финансирования, помощи реформированию Вооруженных сил, обеспечения наших военных, в том числе и миротворцев, всем необходимым, некоторые политики уже подняли шум. Дескать, давайте прекратим миротворческую деятельность. Так может, и военную службу отменим? Я думаю, этот психоз только отворачивает политиков от выполнения Закона Украины о Вооруженных силах, где четко записано, что финансирование армии должно быть на уровне 3% от ВВП. Но даже при существующем финансировании наши миротворцы в Ираке несут службу не просто достойно, а на высшем уровне, — я это видел лично и слышал от многих иностранных командиров. Поэтому я считаю основной задачей украинского государства помогать своим военным, проводить по отношению к ним последовательную политику. Тогда в мире будут уважать и украинские Вооруженные силы, и наше государство в целом.
Олег ЗАРУБИНСКИЙ, первый заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам европейской интеграции, фракция НДП:
— Понятно, что сейчас многие народные депутаты начнут учитывать изменения в массовом сознании, которые являются результатом событий в Испании. Но я не хотел бы в этом случае сравнивать Испанию и Украину, потому что там решение отозвать своих миротворцев было все- таки вызвано несколькими факторами. Во-первых, самими террористическими актами, во- вторых — тем, и это еще важнее, что там к власти пришла другая партия — социалистическая. Она последовательно занимала позицию, согласно которой Испания не должна участвовать в качестве союзницы США в кампании в Ираке. То есть в Испании произошло наложение действительно страшной трагедии — терактов — на позиции недавно избранной в парламент политической силы. Что касается позиции Украины, то, на мой взгляд, худшее в такой ситуации — делать поспешные выводы. Наши спецслужбы сейчас должны с намного большей интенсивностью начать мониторить ситуацию в Украине относительно гипотетических рисков террористических актов. Которые, кстати, могут быть связаны не только с пребыванием наших военнослужащих в Ираке. Кроме того, я не спешил бы сейчас отзывать наш контингент. Мы живем не в вакууме, и нужно думать о последствиях. Если профессиональный анализ не подтвердит, что в Украине действительно увеличилась удельная масса вызовов — террористического, острополитического характера, связанных с пребыванием наших войск в Ираке, от отзыва их оттуда нужно воздержаться. Ведь и в политическом, и в военном аспекте эта отправка была оправдана. Теперь же ситуацию должны прояснить не политики, а спецслужбы, на основе чего мы и должны определиться.
Брюс ДЖЕКСОН, руководитель неправительственного комитета НАТО, Соединенные Штаты:
— США не собираются отступать и прекращать войну против терроризма. Мы не смотрим по сторонам, мы смотрим вперед и идем на врага. Мы смотрим на родственников погибших в результате терактов 11 сентября. Если испанцы решат по каким-то причинам отступить, то должны будут отвечать перед собственными женами, детьми и Богом. Как солдат, прослуживший 11 лет, скажу: вы не отступаете с поля боя, когда испуганы. Считаю, что испанским военным будет обидно за решение своего правительства об отходе. Они обязательно сообщат о своем разочаровании правительству, и политики должны будут изменить свое мнение. Коммунисты и социалисты в Украине тоже предложили вывести контингент из Ирака. Я, к сожалению, начинающий в знании украинской истории, однако я могу вспомнить случаи поражения украинцев на поле битвы, но не помню ни разу, чтобы Украина отступила из-за страха. Думаю, что испанцы после того, как пройдет оглушительный шок от последнего теракта, не отступят от борьбы против террористической угрозы. Украина в международных отношениях очень хорошо себя зарекомендовала, она очень ответственная. Это касается ее действий и в Ираке, и в отношении НАТО.
Набиль РАШВАН, эксперт по ближневосточным вопросам:
— Любые заявления об угрозе терроризма в Украине из-за военного присутствия в Ираке не имеют под собой оснований. Во-первых, Киев всегда занимал сбалансированную позицию по развитию отношений как с Западом, так и с Востоком. Во-вторых, украинское общество не разделено какими-то межэтническими спорами. В государстве толерантно относятся к представителям разных народов, разных вероисповеданий. Хочу напомнить, что после терактов 11 сентября во многих странах мира прокатилась волна нетерпимости к арабскому населению. Украине удалось этого избежать. Ее войска в Ираке — не ради войны, а ради поддержания безопасности. Украинские миротворцы делают значительный вклад в стабильность региона. Сложно спрогнозировать, какой была бы ситуация в послевоенном Ираке, если бы не поддержка со стороны международного сообщества. Государство могло бы оказаться на грани полной анархии. Его дальнейшее развитие было бы непредсказуемым. Рано пока что говорить и о выводе испанских войск. Победители последних выборов в Испании — социалисты — все-таки поставили возвращение миротворцев домой в зависимость от того, как будет продвигаться дело передачи контроля над Ираком Организации Объединенных Наций.
Игорь СЕМИВОЛОС, Центр ближневосточных исследований:
— Ничего удивительного в заявлениях украинских левых нет. Они с самого начала выступали противниками отправки войск в Ирак. С тех пор, как возник вопрос об отправке украинского контингента в Ирак, специалисты отмечали необходимость разработки так называемой «стратегии выхода». Понимая и воспринимая действия украинской власти по введению войск, нужно понимать, что в этой ситуации должна быть и «стратегия выхода». Ситуация, действительно, довольно сложная и динамичная: нельзя исключать, что может возникнуть реальная угроза безопасности наших солдат в Ираке. Так же возможно влияние и на внутренние реалии в Украине. Имею в виду информацию, которая в последнее время появляется в масс-медиа, о возможности терактов. Мне кажется, что требования оппозиционных сил не нужно отбрасывать, а попробовать вместе с ними разработать «стратегию выхода» для того, чтобы в будущем избежать непредсказуемых ситуаций или реального ущерба — политического или экономического. Она необходима и ради того, чтобы любая ситуация не диктовала «повестку дня» в Украине, чтобы у нас не возникли противоречия в мусульманской среде. Сейчас отношения с арабской общиной и другими мусульманскими общинами в Украине (в первую очередь — крымскими татарами) остаются нормальными. Но не стоит отвергать, что дальнейшее пребывание в Ираке может спровоцировать негативную «повестку дня». Между испанцами и марокканцами, которых подозревают в организации терактов, существует собственная «повестка дня». Поэтому испанский пример неуместен, чтобы рассматривать возможность проведения подобных терактов в других странах коалиции (особенно имею в виду Украину). Если сравнивать с Испанией, то у нас подобная угроза минимальна, поскольку отсутствует негативный «бэкграунд». Позиция испанских социалистов была последовательной: они были противниками войны и отправки войск. Сейчас они реализуют те предвыборные обещания, которые давали испанскому народу. При этом реализуют в довольно корректной форме, не требуя немедленного отзыва войск из Ирака. Они фактически формируют «стратегию отхода». Думаю, украинцам стоит посмотреть, в том числе, и на испанский опыт ее формирования. Перед тем, как куда-то войти, нужно четко понимать, как оттуда выйти. Присутствие войск в Ираке в определенной степени стабилизирует страну, но это не самый главный фактор. Главный фактор — насколько ключевые игроки в самом Ираке будут способны договориться между собой, не возникнет ли другая ситуация, которая приведет к вспышкам насилия, гражданской войне. В конце концов, коалиционные силы должны будут рано или поздно уйти из Ирака.