Евгений ГОЛОВАХА , доктор философских наук:
— В последнее время жэки производят на меня более благоприятное впечатление, чем это было в советские времена. Тем не менее мы отслеживаем ситуацию удовлетворенности населения Украины работой жэков, и статистика свидетельствует: только 13% украинцев этой работой удовлетворены. Еще 52% затруднились ответить на вопрос, и 35% — высказали неудовлетворенность работой жэков. Конечно, эти данные нужно оценивать в контексте общей неудовлетворенности работой различных учреждений. И на общем фоне жэки не выделяются.
На самом деле, это нормально — ни одна бюрократическая организация не будет думать о ваших интересах. Начинаются заявления, дескать, давайте вообще ликвидируем жэки, если они так плохо работают. У нас сейчас ведь вообще пошла мода на ликвидацию. Только нужно учитывать, что сервисные центры, которые появятся взамен жэков, — еще большая иллюзия. Потому что деньги за свои услуги сервисные центры будут брать большие, работать плохо, а добиться от них чего-либо через суд будет в сто раз сложнее, чем от жэка. Например, я затопил соседа снизу. Но мне удалось доказать, что виноват не я, а жэк — затопление произошло из-за ржавых труб, которые именно он должен был поменять. Сервисному центру пришлось бы платить огромные деньги и за ремонт, и за замену труб.
В Америке проблем со слесарями не меньше. Более того, американские водопроводчики будут еще покруче. Например, что сделают украинские грузчики, если диван не влезет в лифт? Они его разберут, а если не получится — занесут по лестнице на нужный этаж. Я лично был свидетелем следующей сцены в США. Грузчики, обнаружив, что диван не влезает в лифт, просто поставили его на лестницу и ушли. Мол, хозяин сам виноват — при покупке дивана не учел размер лифта. При том, что им уже заплатили деньги. А работа их очень высоко оплачивается.
Так что если мы хотим реформировать страну — давайте сначала изучим мировой опыт, позовем специалистов, оценим все возможные варианты действий.
Александр ГУБЕНКО , кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Практична психологія та соціальна робота»:
— Конечно, мне приходилось сталкиваться с жэками, по несколько раз приходить, узнавать расписание, стоять в длинных очередях, получать отказ. Отношение работников жэка к жильцам можно охарактеризовать как холодное, отчужденное, подчас хамское. Создается впечатление, что жэк заранее считает человека виноватым, стремящимся что- то укрыть, обмануть государство. Граждане начинают платить жэкам той же монетой. В результате — диалог строится на том «кто кого обманет» или «кто более ловко оставит другого с носом».
Семен ГЛУЗМАН , правозащитник:
— Система ЖКХ соответствует той стране, в которой мы жили и продолжаем жить. Конечно, жэк — это архаизм, который постепенно отойдет, и на его месте появятся другие службы. Но это предусматривает, что жильцы будут объединяться, вкладывать деньги в свои дома. Так, как это происходит во всем цивилизованном мире. Но наши люди привыкли, что их жилищные проблемы решает жэк и будут требовать от новых организаций выполнения его функций, будут постоянно стремиться переложить с себя на жэк ответственность за парадное, за электричество, за отопление. Поэтому сейчас ликвидировать систему жэков не удастся.