В Главном управлении государственной службы Украины «Дню» сообщили, что постановление, которым определены оклады руководителей и членов правительства Украины, принято с грифом «секретно». И поэтому даже не назвали его номера и даты. Таким образом, новой власти можно рекомендовать первый шаг — рассекретить оклады членов правительства.
Владимир ДОЦЕНКО , председатель правления страховой компании «Эталон»:
— Стоит ли вообще отделять власть от бизнеса? Это достаточно сложный вопрос. Тут все зависит от страны, от ментальности, от уровня развития отношений внутри этого государства. Это все равно, что разлучаться матери с ребенком. Всему должно быть свое время. Однако нужно понимать, что не отделить власть от бизнеса — это значит все больше и больше раскручивать маховик коррупции. Любая власть опирается на какую-то экономическую базу. И здесь уже вопрос в том, насколько эта экономическая база этична, профессиональна, насколько она соблазняет власть и завлекает ее в коррупцию или же нет. Это уже не философская, а практическая проблема. В последние годы бизнес был не только источником богатств, он был предметом вожделения, желания для власти. Люди шли во власть для того, чтобы получить бизнес, чтобы поддерживать свой бизнес или чей-то чужой — это коррупция, в лучшем случае — лоббирование. Безусловно, этого быть не должно. Этому можно положить конец, создав гражданское общество, независимую судебную систему, понятные законы, стимулирующие уплату налогов и заботу бизнеса о государстве. И тогда все поймут, что честным людям из бизнеса идти во власть — нормально, потому что это следующий этап карьеры.
Олег ИВЧЕНКО , глава Конгресса частных работодателей:
— Вообще в мире нет действенного контроля за тем, существует ли связь между бизнесом и представителями власти. Формально любой бизнесмен может сказать: я и моя семья больше не будем управлять бизнесом, но я отдам его в доверительное управление. Это значит, что его бизнесом будут руководить другие специалисты, скажем, из венчурных фондов, а семья бизнесмена так или иначе будет получать с этого дивиденды. Другое дело, что он не будет использовать их в момент пребывания во власти, но воспользуется ими после сложения с себя полномочий должностного лица. Предотвратить это невозможно, даже если очень много платить. Потому что тот, у кого есть миллион, беднее того, у кого есть много миллионов. Человек же всегда хочет иметь больше, чем может потреблять. В Украине сейчас происходит смена власти и смена элит. Предыдущая элита — это была группа миллиардеров — которые уже «наелись», а сейчас пришли «скромные» миллионеры, которые также хотят стать миллиардерами. Поэтому я не удивлюсь, если спустя пять лет эту власть также будут называть «преступной»... Сегодня ей верят, но так обязательно будет, потому что эта цикличность характерна для всех стран, и мы не являемся исключением из общего правила.
Сергей СРИБНЫЙ , заместитель председателя правления страховой компании «Скайд-Вест»:
— Чтобы чиновники не брали взяток, они должны бояться потерять свое место и свою зарплату. Так как во всех государственных учреждениях зарплаты всегда были не маленькими, да плюс к ним прибавлялись постоянные надбавки, премии, проценты за выслугу, то поднимать, если уж поднимать, нужно на достаточную сумму. Я считаю, что сейчас, для чиновников среднего звена оптимальной будет зарплата 800—1000 долларов. Однако, одновременно с поднятием зарплат чиновникам, нужно говорить и о сокращении аппарата, поскольку их слишком много и работают они неэффективно.
Андрей ЧЕРНЫХ , секретарь Всеукраинского студенческого совета:
— Зарплату повышать нужно с учетом того, где находится данное ведомство и какую должность занимает каждый чиновник. Если это периферия и чиновник мелкий, тогда с лихвой хватит 300 долларов. Если же это чиновник среднего звена, работающий в Киеве, тогда его запросы может покрыть сумма не меньше 1—1,5 тысячи долларов. Неизвестно, правда, поможет ли этот метод борьбе с коррупцией. Что касается сокращения штатов, то эта мера ни к чему хорошему не приведет. Проводившиеся до этого меры по сокращению, ясно показали, что любые сокращения ведут к еще большему раздуванию аппарата управления.