Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кому достались инновационные миллионы?

Органы следствия передали в Одесский облсуд 13 томов дела об их исчезновении
14 января, 1999 - 00:00

По словам судьи Льва Бондаренко, которому поручено провести судебное следствие, слушание дела начнется не ранее марта: уж слишком непростым финансовым сделкам и взаимоотношениям надлежит дать оценку.

Как видно из материалов дела, 43-летний экс-вице-мэр обвиняется в причастности к афере «перекачки» из Одесского отделения Украинского государственного инновационного фонда на счета в иностранных банковских структурах около двух с половиной миллионов гривен, умышленном сокрытии за границей от налогообложения крупных валютных средств, злоупотреблениях властью по корыстным мотивам, подделке документов и пр. Всего ему инкриминируется нарушение полдесятка статей УК Украины.

Но что примечательно, чиновник, непосредственно отвечавший за использование средств Госиннофонда, к судебной ответственности не привлекается. Хотя, честно говоря, трудно представить, как удалось бы «увести» со счета регионального отделения Госиннофонда около двух с половиной миллионов гривен без подписи начальника отделения Валерия Сергеенко — бывшего народного депутата Украины, а ныне сотрудника управления обеспечения деятельности постоянного представительства Президента Украины в Верховной Раде. Одесская облпрокуратура, правда, расследует отдельно роль Валерия Игоревича и его заместителя Бориса Короткова в финансировании авантюрных проектов группы местных предпринимателей. Но подвигается дело, как говорится, ни шатко, ни валко. Впрочем, прокурорских работников понять можно: и без того не словоохотливый чиновник из окружения Президента жалуется на различные недомогания, ссылаясь даже на инвалидность... Не так-то легко подступиться...

Еще труднее разобраться в степени личной виновности в содеянном соучредителей ряда одесских фирм, названных в материалах следствия, («Маги», «Циклон», «Стройизделия», «Эдвенчер», «Армстрой», «Вако») М.Кушнира, В.Пивника, С.Ващенко и других предпринимателей, подписавших с Госиннофодном контракты на выполнение ряда инновационных проектов. Примечательно, что гарантом перед фондом выступил горисполком в лице первого вице-мэра А.Ворохаева. Хотя ни возможностей реализации проектов, ни возвращения субвенций эти структуры заведомо не имели. Выделенные госсредства на «Внедрение энергосберегающих технологий наружного освещения в Одессе» и «Освоение технологий погружения железобетонных свай методом вдалбливания на застраиваемых территориях заповедных зон старых городов», как утверждает следствие, вскоре оказались на корреспондентских счетах прибалтийских банков и «растаяли». А вслед за ними исчезли из Одессы начальник службы согласования горисполкома М.Торосян, соучредители упоминаемых фирм М.Кушнир, С.Ващенко, В.Пивник, начальник горуправления правового контроля С.Варламов — большинство фигурантов, способных «пролить свет» на обстоятельства хищения «инновационных» миллионов.

Вот и предстоит суду установить: чем руководствовался первый вице-мэр, подписывая «гарантийный договор», в котором отсутствовала виза главбуха горисполкома? А попутно оценить и правомерность его действий при осуществлении многоходовой комбинации, именуемой следователями «сделкой по купле-продаже квартиры А.Ворохаева посредством договора мены на подставное лицо, убывшее за пределы Украины». Сразу заметим: жилбытусловия семья вице-мэра, годовой доход которой составлял восемь тысяч гривен, действительно с помощью сонма помощников и консультантов улучшила. Из 150-метровой квартиры переехала в более просторную — площадью свыше 300 метров, осуществила при случае также евроремонт стоимостью около 140 тысяч «зеленых». При этом, как утверждают следователи, и угодил А.Ворохаев под статью 148-2 ч. Ш УК Украины, строго карающую за умышленное уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах. А налог этот, следует заметить, исчислялся суммой весьма приличной — около 50 тысяч гривен...

Можно заранее сказать: исследовать все обстоятельства дела о том, как чиновники и дельцы превращали миллионные госсредства в теневые капиталы, будет непросто. Особенно с учетом того фактора, что некоторые из причастных к финансовым аферам лица и ныне трудно досягаемые для органов следствия и служителей Фемиды.

Михаил АКСАНЮК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ