Эксперты международного рейтингового агентства Standard&Poor’s (S&P) считают, что украинская банковская система относится к группе слабейших. Они отмечают, что доля проблемных кредитов (включая реструктурированные) в украинских банках составляет примерно 50%, и прогнозируют длительный и болезненный период урегулирования связанных с этим проблем. В то же время украинские эксперты отмечают, что очаги проблем в банковском секторе страны зачастую возникают на стыке взаимоотношений менеджмента и собственников.
Как отмечает экс-заместитель главы Нацбанка Украины Александр Шлапак, и в прошлом, и сегодня все проблемные банки несли потери из-за того, что значительная часть кредитных портфелей распределена в пользу бенефициаров (выгодополучателей) банков. Как только возникает кризисная ситуация, собственник быстро выводит ресурсы и оставляет Нацбанку и вкладчикам проблемы, а сам выходит из грязной воды чистым.
Шлапак вспоминает, что в 2004 году, во время его работы в Нацбанке, был разработан законопроект, направленный на решение этой проблемы, но в то время в Верховной Раде было очень сильное банковское лобби, так что провести его не удалось. Теперь этот небезупречный закон (№0884), говорит Шлапак, «принят и все, что касается проблемы реальных собственников, прописано там очень достойно». Экс-банкир отмечает, что «закон открывает новые возможности для наведения порядка в банковской системе Украины». При этом он предупреждает, что эта норма нуждается еще и в подзаконных актах Нацбанка. И тут, по Шлапаку, возникает первый риск в реализации этого закона: поскольку придется принять порядок раскрытия реальных собственников вплоть до физического лица и специальный документ, определяющий понятие «деловая репутация основателей банков». Последнее существует в законодательстве уже давно, но НБУ никогда не торопился взять на себя ответственность и рассказать, что это такое, а также определить, кого можно допускать к собственности в банковской системе. Таких определений нет до сих пор. Понадобится создать также требования к финансовому состоянию основателей банков и структуре собственности юридического лица, которое намерено заняться банковской деятельностью. Как считает эксперт, именно от того, насколько быстро и качественно будут подготовлены эти документы, и зависит эффективность нового закона.
Экс-глава «Ощадбанка» Анатолий Гулей отмечает как неприятную тенденцию, что при создании названного закона избирательно использовались нормы известных европейских базовых документов («Базель-2» и «Базель-3»), игнорируя другие положения этих документов, что позволяет чиновникам совершенно иначе трактовать нормативы, пользуясь различиями в процессе создания банковских систем. В частности, украинские банки создавались исключительно живыми деньгами, но об этом их преимуществе никто не говорит, подчеркивает Гулей. Он видит опасность в том, что с принятием в Украине новых банковских законов физические лица утратят возможность быть основателями банковских учреждений, а функции акционеров все больше будут переходить к представителям крупного капитала.
Исполняющий обязанности главы правления «Укрсиббанка» Сергей Панов называет «большим шагом» возможность иметь регулярную информацию «о существенных собственниках банков». «Сам рынок должен ощущать и видеть, кто привлекает деньги от тех же физических лиц, — говорит он и подчеркивает: — Эта информация должна быть публичной и открытой для потребителей финансовых услуг».
Председатель правления банка Platinum Юрий Блащук подчеркивает, что сейчас во всем мире открываются бенефициарные собственники. При этом он спрашивает: а нужно ли применять инструкцию, чтобы узнать фамилию владельца того или иного международного фонда, выступающего собственником банка? По его мнению, тут нужно действовать очень гибко, учитывая практику мирового рынка.
Полон оптимизма глава Национального банка Украины Сергей Арбузов: «Уже можно говорить о том, что впервые в Украине Нацбанк и общество смогут узнать конечных бенефициаров банков». По его мнению, это будет содействовать повышению надежности банковской системы страны и необходимо для предотвращения выведения банковских капиталов с помощью сделок с так называемыми связанными лицами. «Это — шаг в сторону большей прозрачности и надежности банковской системы», — констатирует главный банкир страны.