Все знают, что богатым и здоровым быть куда лучше, чем бедным и больным. Но в Украине эту ситуацию хотят несколько изменить и заставить богатого платить за бедного, а больного — за здорового. Эта задача представляется сегодня довольно сложной, но тем не менее, более чем актуальной. Наше государство, вопреки Конституции, фактически не способно обеспечить своим гражданам полностью бесплатную медицинскую помощь. Компенсировать этот недостаток не просто, но инструмент уже вроде бы найден. Это — так называемые больничные кассы, или, если хотите, это просто кассы взаимопомощи для приобретения лекарств пациентам больниц. Строятся они на добровольном солидарном принципе: пока ты молод и почти не болеешь, вкладываешь деньги в эту кассу, оплачивая стоимость больничных лекарств для старшего поколения. Когда придет твоя очередь болеть и ложиться в больницу, заботу о твоих лекарствах возьмут на себя новые поколения сограждан.
Как рассказал президент «Ассоциации работников больничных касс Украины» Валентин Парий, больничные кассы — это для страны далеко не новость. Они существовали еще в царской России и не исчезли в первые годы советской власти. Но затем началась эра «бесплатной» медицины, а имущество, принадлежавшее членам таких объединений, перешло к государству. В Украине больничные кассы возродились 13 лет назад, как реакция на нищету бесплатной медицины. Сегодня их в стране больше 200. Деньги для них дают более миллиона человек. Они уже собрали 80 миллионов гривен, то есть, по 80 гривен на брата. (Эти цифры в конце прошлой недели прозвучали в информагентстве «Наш продукт» на круглом столе «Каков диагноз у больничных касс?»). Каждый, кому доводится время от времени посещать аптеку, скажет, что с такой суммой там не очень-то разгуляешься.
Так что однозначного диагноза, а вернее прогноза не получилось. Разброс на «общественном консилиуме» был очень широк: от мнения о том, что именно больничные кассы могут стать фундаментом реформированной системы здравоохранения, до опасений, что немалые финансовые потоки, направленные населением через кассы на приобретение лекарств, могут по дороге то ли заблудиться, то ли уйти в песок (как это случилось со знаменитой больницей будущего, на которую собирала вся страна)... Тем более, что в Киеве, по словам Пария, задумали создавать одну кассу на весь мегаполис и, соответственно, «единое медицинское пространство». Не получится ли из него эдакое МММ-2 со своим собственным Леней Голубковым, который будет очень убедительно рассказывать, какой он теперь хороший партнер для муниципалитета и государства, и, главное, для собственного драгоценного здоровья? А еще ему, Голубкову, удалось покончить с коррупцией, и теперь он с удовольствием платит деньги за свое здоровье, а не в карман врачу.
Впрочем, нужно признать, что Парий на витает в облаках. Какие бы негативные версии по отношению к больничным кассам не строились, за ним опыт их небезуспешной работы в Житомирской области, а также в городе Комсомольске (Полтавская обл.). Бывший мэр этого городка рудокопов Александр Попов (сейчас он фактически руководит хозяйством столицы) попал на начальственные должности в Киеве во многом благодаря своим инициативам, связанным с созданием больничных касс и объединений совладельцев жилья. Теперь все это ставится на повестку дня трехмиллионного Киева.
Но зачем создавать больничные кассы, когда во всем мире уже утвердилась система страховой медицины, да и в Украине она уже имеет вполне нормально работающие во множестве городов форпосты, успешно конкурирующие с загнивающей системой «бесплатной» медицинской помощи от государства? Все дело в том, что страховая медицина в нашей стране пока что является уделом преимущественно людей богатых, а также нанятых работников успешных (главным образом зарубежных) предприятий.
Больничные кассы создаются для бедных. С особой надеждой посматривают в эту сторону украинские пенсионеры. Тем более, что Попов даже обещал, что за них будет платить городской бюджет. Правда, эксперты в этом сильно сомневаются. Ведь в Киеве 800 тысяч пенсионеров. На каждого нужно 370 гривен в год (10 грн. вступительный взнос и по 30 грн. ежемесячно). Получается, что для нужд пенсионеров из сильно похудевшей киевской казны вынут около 300 миллионов гривен. Это вам не гречка какая-нибудь — речь идет о жизни и смерти. Так что спонсоры и идеологи больничных касс, вероятно, могут рассчитывать на поддержку самого активного сектора столичного электората.
Но Парий и это предположение отрицает. По его словам, в Житомирской области политические силы пытались накануне выборов прибрать больничные кассы к рукам и использовать в своих интересах, но не вышло — движение лекарственной взаимопомощи доказало свою аполитичность.
Зато его легитимность ставилась под сомнение. Голова наблюдательного совета «Всеукраинский конгресс по безопасности медицины» Александр Капшук спрашивает: «Допустим, договора есть с производителями фармпрепаратов. Но кто их будет покупать?». Оказывается, этим, как и раньше, будут заниматься больницы. А кассы лишь оплатят счета, засвидетельствованные документом с подписью больного. Но на какую сумму он может претендовать? Какие болезни и какие травмы будут включены в орбиту больничных касс, а какие нет? Директор департамента личного страхования СК «Брокбизнес» Татьяна Пастер считает, что «самая большая проблема в реформировании медицины и внедрении больничных касс в частности — это несовершенная правовая база». Бывший доктор со знаменитой медицинской фамилией, а ныне работник сферы страхования говорит: «Мы не против больничных касс, мы не выступаем их противником. Но должно быть совершенно четко понятно, за что мы платим и что мы имеем, какими органами это контролируется». Директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко не верит, что Попов найдет деньги, чтобы оплатить взносы пенсионеров в больничные кассы. По его мнению, «клиенты больничных касс — это фактически пенсионеры. Но бюджета нет, в 2010 году бюджет за 9 месяцев выполнен на 50,9%. На него нельзя надеятся, на это надо четко указать населению. Да, можно предполагать, что эти деньги найдут, но за чей счет?», — спрашивает эксперт. Четких ответов на все эти вопросы пока нет.
Более того, отношение государства к больничным кассам пока что какое-то странное. Достаточно сказать, что за круглым столом не оказалось представителя столичной госадминистрации или хотя бы главка здравоохранения, хотя больничные кассы — это, как мы уже говорили, одна из главных фишек Попова, который пользуется доверием центральной власти и лично Президента и, скорее всего, согласует свои действия и инициативы. Не внес какой-то ясности в решение будущих проблем больничных касс и единственный за круглым столом представитель государства. Елена Осинкина, координатор проектов по реформе здравоохранения от Комитета экономических реформ при Администрации Президента Украины, заявила, что «не нашла ни официальной концепции, ни обоснования (создания больничных касс. — Авт.) и не видит, что будет происходить в реформе здравоохранения Киева». Она «призывает, чтобы всякие реформы на местном уровне, более менее, вписывались в ту программу, которая Президентом провозглашена и предполагает реформирование системы медицины на трех уровнях, строгое разделение функций между первичкой, вторичкой и третичкой, определение специализации больниц для финансирования этих больниц...». Осинкина называет себя не госчиновником, а экспертом, но не подтвердила этого уровнем своего ответа на вопрос «Дня», который заключался в принципе в том, что больничные кассы могли бы эффективно работать только в том случае, если бы опирались на специальный закон. Более того, по ее словам, в программе реформ Президента «нет ни одного слова о больничных кассах, это не наш продукт».
Тем не менее, можно предположить, что больничная касса в столице все же будет. Другое дело, с каким статусом. Пока что кассы хотят приравнять к общественным да еще и благотворительным организациям. Члены кассы, если не считать взносов предприятий за своих сотрудников, будут сами себе благотворителями. И, очевидно, кассы могли бы получить налоговые льготы. Дело, действительно, нужное и благородное, заслуживающее финансовых послаблений со стороны государства... Но, думается, налоговых льгот совершенно недостаточно, чтобы поставить на ноги и получить искомый эффект от такой махины, какой должна стать больничная касса столицы и больничные кассы в Украине вообще. Почему бы государству не выделить для них в бюджете, в дополнение к членским взносам участников, какой-нибудь постоянный источник финансирования? Например, это могут быть вклады в Сбербанк б.СССР, возврата которых не дождались их владельцы, не имеющие наследников. Или суммы, вырученные от продажи земельных участков, оставшихся без владельцев. Стоит также подумать над тем, чтобы на административные расходы в таких кассах расходовалось примерно столько же средств, как в других странах (от 3 до 5%), а не столько, сколько намечается тратить на эти цели в Украине (20%).
И, конечно, не стоит считать, что развитие больничных касс — это вся реформа здравоохранения. О ней граждане страны очень мало знают (естественно, информация Осинконой явно не в счет). Хотелось бы, чтобы кроме квазипрофессиональных разговоров о строгом размежевании «первичек, вторичек и третичек», которые, как представляется, будут еще успешнее футболить больных, программа реформ учитывала также и реальный опыт, накопленный или внедряемый сегодня на местном уровне.
В частности, в разговор о больничных кассах вмешался семейный доктор из Одессы Михаил Назаров, и его «непрофильное» сообщение вызвало большой интерес. Он рассказал, что в городе у моря сейчас выводят на рынок новый продукт, который, по его мнению, дает ответ на все проблемы, которые стоят перед украинским здравоохранением. Назаров называет его социально-рыночной, территориально управляемой семейно организованной системой охраны здоровья. В ней уже сегодня задействовано 400 врачей различных специализаций, работающих как в муниципальной системе, так и в частных учреждениях. В основе — семейные или, лучше, доверенные врачи, которые заинтересованы в том, чтобы наилучшим образом оказать помощь своим больным или направить их к квалифицированным специалистам. Естественно, пациент за все платит. Но никому не нужно давать в карман. Все делается по итогам лечения, а расчетами ведает специальное предприятие — оператор медицинских услуг территориальной общины. Здесь выводят стоимость услуг пациенту на основе балльного классификатора, позаимствованного у немцев. Стоимость балла — 22 копейки. На оплату доктора из них уходит ровно половина. А в случае любых неувязок или проблем пациент обращается к своему доверенному врачу... «Его (пациента. — Авт.) нигде не разводят, нигде не крутят, — свидетельствует Назаров, — потому что доверенный доктор определяет наиболее оптимальный вариант обследования. И пациент чувствует себя защищенным».