Всего лишь месячной давности прогноз российского премьера Михаила Касьянова о том, что сентябрь — «это крайний срок» подготовки проекта по созданию международного газотранспортного консорциума и его бизнес-плана, не оправдался. Совет участников «Международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины», на котором Россию представлял заместитель председателя правительства Виктор Христенко, продлил срок этой фазы до конца года. Не родился в срок также и бизнес-план. Большая часть моделей, вокруг которых было поломано столько копий, очевидно, отброшены. Пресс- служба «Нефтегаза Украины» туманно информировала о решении принять некий представленный проект бизнес-плана за основу для последующей доработки... Словом, консорциум, если пользоваться акушерской терминологией, перенашивают.
Зато получила дальнейшее развитие некая боковая ветвь. Совет участников согласился с ранее одобренным решением о реализации инвестиционного проекта расширения газотранспортной сети Украины в направлении Новопсков — Ужгород с последующим увеличением объема транспортировки природного газа по этому маршруту. Так звучит НАКовская версия для наивных. На них же рассчитан также и российский вариант, в котором речь идет о строительстве нового газопровода Новопсков (Луганская обл.) — Ужгород, что потребует $2—2,5 млрд. НАК даже торжественно провозглашает: «Реализация соответствующего проекта станет первым этапом деятельности консорциума на инвестиционной фазе».
Совет участников консорциума поручил НАК «Нефтегаз Украины» и ОАО «Газпром» при участии консультантов разработать и передать ему до 1 декабря уточненные технико-экономические показатели строительства, схемы финансирования и расчеты по загрузке нового газопровода. При этом выдается «вексель», обещающий, что в рамках решения основной задачи консорциума будет продолжена работа по расчету эффективности управления ГТС Украины на условии концессии.
Напомним, что в интервью «Дню» министр топлива и энергетики Сергей Ермилов на днях практически подтвердил данные о своеобразном тупике, в который попали организаторы консорциума. Газотранспортная система Украины, согласно законодательству, не может ни приватизироваться, ни передаваться в управление и, таким образом, не может быть передана в собственность консорциуму. Вот и нашли выход. Консорциум, а на самом деле Россия, вроде бы отказывается от претензий на всю украинскую ГТС, но скромно желает всего лишь один, проложенный еще в советские времена, газопровод «Союз», протяженностью 1500 километров. Как уже сообщал «День», эксперты считают, что на самом деле речь не идет о строительстве нового газопровода, параллельного «Союзу», а всего лишь о реконструкции отде льных участков, позволяющих увеличить пропускную способность. Интересно, что ни у Украины, ни у России, увязнувшей в гигантских газовых проектах, нет денег на еще одно крупное строительство. Это подтвердил и В.Христенко, сообщив, что за счет внутренних источников проект может быть профинансирован только на 20—25%. Но смысл этого дела россияне, поддерживаемые НАКом, очевидно, усматривают в том, чтобы внести именно четверть необходимых для обновления такого газопровода средств, а получить «Союз» целиком — это очень спорно, с точки зрения украинского законодательства. В частности, вице-премьер Украины Виталий Гайдук сообщил, что новые мощности (заметим, в отличие от Христенко, он не называет их газопроводом) могут работать как автономно, так и в связке с действующей газотранспортной системой.
Интересно также, что говоря о гарантиях для работы обновленного «Союза», В.Христенко подчеркнул, что источники газа будет определять «Газпром», в том числе и среднеазиатский газ. Здесь зарыта еще одна «собака». Ведь по этому направлению в настоящее время транспортируется туркменский и другой среднеазиатский газ. Контролируя «Союз», «Газпром» получает также и контроль над альтернативными источниками энергоносителей, поступающих в Украину, и сможет влиять не только на газовый баланс нашей страны, но и на цены этого стратегического топлива.
Одним из аргументов сторонников «союзной идеи» служит возможность увеличить мощности украинской ГТС до 131 млрд. кубометров (на выходе). Но ведь и в настоящее время они, как известно, составляют столько же (130 — 140 млрд.), но полностью не загружены. Зачем же строить в этом случае новую газовую ветку?
Скрываемое лукавство в этом вопросе иллюстрируется также заявлением Христенко о том, что в консорциум не войдет строительство газопровода Александров Гай — Новопсков по территории России, по которому газ будет доставляться к газопроводу Новопсков—Ужгород. А ведь возможности российского газопровода соответствуют производительности украинского участка «Союза», и, следовательно, реконструировать их имеет смысл только одновременно.
На заседании участников также выяснилось, что к консорциуму пока не планируется привлекать Казахстан, Туркмению и Узбекистан, как об этом ранее сообщил С.Ермилов. Озвучил эту установку В.Гайдук. Но исходила она, по-видимому, от российской стороны. Касьянов заявил, что не воспринимает всерьез эту идею, поскольку... слышит о ней впервые. Между тем и европейским претендентам участие в консорциуме пока не особенно «светит». Немцев могут допустить к переговорам не раньше ноября, когда Украина и Россия надеются сгладить существующие между ними противоречия.
Все эти негативы несколько скрашиваются надеждой на то, что и «Газпром» сделает какие-то подвижки в сторону интересов Украины. В частности, российский газовый монополист на днях поручил научно-исследовательскому институту «Гипрогазцентр» провести прединвестиционные разработки в рамках программы «Средняя Азия — Центр» (САЦ), предусматривающей строительство или расширение газопровода, идущего по территории Туркменистана, Узбекистана и Казахстана. На этом настаивают и Украина, нуждающаяся в альтернативных источниках энергоносителей, и Туркменистан, безуспешно прорубающий себе газовое окно в Европу. И если сигнал с российской стороны выходит за рамки лукавого прагматизма, то в Украине он может быть учтен в качестве вполне надежного векселя.