В заканчивающемся учебном году в Украине количество студентов-платников почти на 20 тысяч превышало количество студентов госзаказа. Так что не удивительно, что объявленное две недели тому назад нововведение Минобразования о расширении платных мест в государственных вузах и возможности кредитования обучения (15 лет ежегодных выплат с дополнением в три процента за потраченное государством на учебу) вызвало широкий резонанс среди граждан Украины. Подобное реформирование в массовом сознании все больше превращает гарантированное Конституцией право на бесплатное образование в государственных учебных заведениях в такую же насмешку, как и право граждан Украины на жилье, на бесплатное и качественное медицинское обслуживание, на отдых. Сегодня «День» и публикует два взгляда на эту проблему: «человека со стороны», чья погруженность в реальную действительность накладывается и на определенные мифы массового сознания. И профессионального эксперта, который знает проблему изнутри.
Когда я стал замечать, что наши бедные студенты стали ездить в первом вагоне метро на местах для пожилых и инвалидов, а богатые студентки замелькали в норковых шубах по институтским коридорам, я понял: в системе высшего образования кое-что изменилось.
Это кавказский тост под звон бокалов: «Желаем вам здоровья! Остальное мы купим!». Теперь последнее утверждение относится и к нашим студентам и преподавателям — особенно к проблематике новейшего платного обучения. Вообще-то и здоровье, и образование — замечательные вещи. Именно они будут главными в новом столетии. Например, самый богатый ученый- компьютерщик Билл Гейтс — «Майкрософт» — с помощью многих миллионов своих пожертвований уже на деле «улучшает жизнь людей путем усовершенствования системы охраны здоровья и обучения».
У нас же, в отличие от капитализма, будущее не столько за здоровьем, сколько за технологиями организации платного обучения в университетах и академиях, в том числе и национальных. У нас своя система, устремленная в будущее. У нас свои дети и родители (бедные, средние, богатые). В моих скромных силах лишь приоткрыть тяжелую дверь в аудитории, где сейчас идет экзаменационная сессия. Всего лишь несколько наблюдений, и то, что я узнал от других, причастных.
Сессия. Жарко. Волнения. Гурьба спешащих студентов в последний раз перелистывает конспекты. Время от времени к вестибюлю подаются сверкающие иномарки, из которых выходят волнующиеся дети. (В былые времена черные «Волги» начальства с детенышами подъезжали реже и останавливались за квартал). У входа, в вестибюлях, коридорах — все, что необходимо для сдачи экзаменов, зачетов, контрольных работ. Продаются уже готовые для представления преподавателю чертежи, курсовые, дипломы, контрольные и письменные задания, выполненные точно на «5». С помощью всемирной паутины «Интернет», этого усилителя интеллекта, изготавливаются и предлагаются на зачет или экзамен любые гуманитарные или технические продукты.
Везде установлены аккуратные кассы приема платежей от студентов. За дополнительные услуги — хочешь знать новый язык, получить дополнительную консультацию — плати дополнительно. К тому, что уже заплатил.
Однако экзамены (что для «платных», что для «бюджетных» студентов) имеют некий недостаток: в основном надо отвечать и демонстрировать свои знания преподавателю лично. И здесь начинается ужас, к которому мне трудно привыкнуть. За отметку в зачетке студенты (отдельные) платят (отдельным) преподавателям деньги. Оказывается, это не секрет. Ведь уже были уголовные дела. Вероятно, еще будут. Мне удалось узнать сегодняшние расценки. За зачет — 10 баксов, за экзамен — 25. Как это делается — через старосту или сугубо лично — величайшая тайна.
Такой же тайной остается для меня и смысл происходящего. Понятно, профессорско-преподавательскому составу, которому из-за нерегулярных и мизерных зарплат жить не за что — что делать... Но детишкам платным богатых родителей — что, совсем знания и профессия не нужны?!. Получается — так. Ленивые наследники не перевелись. Отвечает гордо один из «платных»: «Я деньги заплатил, так я еще и учиться должен?!..»
С другой стороны, платная система является для наших нищих и разваливающихся вузов — спасением. Материальным. Правда, храм просвещения и науки может быть или храмом, или не быть им вовсе при таких условиях. Поставьте парты на базаре — и дело с концом. Но если бы не было платной подпитки богатых — надо бы было сокращать преподавателей: замечательных, но бедных профессоров пенсионного возраста. Ведь им зарплата — «за счет контрактных поступлений».
Куда ни кинь в просвещении — хоть и клин, но облегченный «контрактниками». И руководители вузов внимательно следят за тем, чтобы система платная крепчала и действовала. Вот ректор вызывает преподавателя и указывает ему на недопустимость выставления контрактникам низких оценок, двоек. Обидятся, уйдут, перестанут платить. Исключать нельзя — как бы ни учились.
И не исключают. И получаются в итоге очень интересные специалисты нового поколения. Даже врачи. Без знания гигиены или фармакологии. С испорченной совестью. Настоящие «врачи-отравители».
Всем плохо в этой «платной» истории. Стыд преподавателей, беспомощ
ОТ РЕДАКЦИИ
Взгляд постоянного внештатного автора «Дня», конечно же, субъективен. К примеру, об «отличной системе высшего образования» при советских временах можно и поспорить, по многим причинам. Скажем, не она ли, эта система, при которой точно так же, как сейчас «платники», всеми видами преимуществ пользовались дети государственной «номенклатуры» (к тому же, бесплатно!), была одной из причин засилья серости на руководящих постах в науке, производстве, культуре, том же образовании?.. И это — всего лишь один пример. Однако срез нынешней действительности, по нашему мнению, в материале Юрия Иванова весьма точен и живописен. От того же, что проблемам, затронутым в ней, отнюдь не пять лет отроду — острота их не снимается. Поэтому второй взгляд на проблему, который мы предлагаем читателям «Дня», — уже принадлежит профессиональному эксперту. ность администраторов, идиотизм богатеньких, не понимающих, что не только здоровье, но и знания нельзя за деньги купить. Здесь же и муки обычных отцов и мам, которые и видят эту «платежку» богатых, но не могут помочь своим детям ни поступить «в престижный» вуз, ни учиться сверх нищенской стипендии.
Заканчивается летняя сессия, и скоро новая волна вступительных экзаменов в вузы. Заранее подготовлены нашим правительством и Министерством просвещения новые правила приема. Расширяются возможности платного поступления и обучения по сравнению с обычным. Сразу или через неделю дети богатых родителей могут выбирать и поступать в любой вуз. Только плати!..
Издавна и традиционно (при князьях, гетманах, царях, большевиках) у нас была отличная система высшего образования. Во что она превращается сейчас?!