Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Контрольные отметки прогресса

Пусть реформы в Афганистане проводят афганцы
3 сентября, 2009 - 17:44
ЗА ПРОШЕДШИЕ СУТКИ ПАКИСТАНСКАЯ АРМИЯ В ХОДЕ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ В ДОЛИНЕ СВАТ УНИЧТОЖИЛА 45 БОЕВИКОВ ДВИЖЕНИЯ ТАЛИБАН И ЗАХВАТИЛА ДЕСЯТКИ ПЛЕННЫХ ТАЛИБОВ / ФОТО РЕЙТЕР

Хотя их результаты пока не ясны, но президентские выборы в Афганистане продемонстрировали, что афганский народ хотел бы иметь более ответственное руководство. И абсолютно так же не ясно, будет ли реализовано данное желание: слабое руководство Афганистана закладывает опасно слабый фундамент участия страны в международных делах.

Соединенные Штаты и их союзники не смогут добиться успеха в Афганистане, если успехов не добьется само афганское правительство. Несмотря на требования Конгресса США установить контрольные отметки прогресса Америки в Афганистане, мало кто требует от афганского правительства сформулировать цели по улучшению руководства и ответственности и то, как оно собирается их достичь. До тех пор, пока правительство не сформулирует данные цели (а международная помощь оказывается Афганистану на условии наличия успехов в достижении целей, установленных самими афганцами), государственные учреждения страны будут и далее терять свой авторитет. Реальный успех в Афганистане станет ускользать при любом уровне финансирования или при любой численности международных вооруженных сил.

Сегодня многие части афганского государства гниют изнутри. Системную коррупцию можно обнаружить на всех уровнях. Большое число правительственных чиновников, в том числе — члены семьи самого президента Хамида Карзая, подозреваются в торговле наркотиками, древесиной, драгоценными камнями и другими незаконными товарами. Факт помилования Карзаем торговцев наркотиками, непосредственно связанных с его второй победной президентской кампанией, также поднял фундаментальные вопросы о приверженности его правительства принципу верховенства закона.

Винить за данное положение дел надо не только самих афганцев. США и международное сообщество уделяли слишком мало внимания созданию соответствующей структуры управления после вторжения 2001 г. Во имя кратковременной целесообразности слишком мало было сделано, чтобы уволить коррумпированных руководителей и полицейских или чтобы противодействовать участию высокопоставленных должностных лиц в торговле наркотиками.

Каковы бы ни были ее причины, официальная коррупция создает ситуацию, когда многие афганцы боятся грабительской политики правительства почти так же, как ненавидят движение Талибан, которое может сегодня достоверно заявлять о своей способности обеспечивать безопасность и быстрое правосудие на контролируемых им территориях, хоть и за очень высокую цену.

При прочих равных условиях афганцы предпочли бы жить в безопасности при любом режиме, за исключением Талибана. Демократия и принцип верховенства закона теоретически могли бы стать неплохой альтернативой тому, что предлагает Талибан, но правительство не может убедительно предоставить ни того, ни другого, не говоря даже об основных услугах, на постоянной основе. И поскольку международное сообщество по-прежнему оплачивает счета правительства, многие афганцы делают вывод о том, что страны-доноры поддерживают повальную коррупцию.

Учитывая растущее недоверие общественности США и остального мира к Афганистану и чрезмерную зависимость страны от международной щедрости, может появиться искушение следовать обычным путем, т.е. силами международного сообщества разработать определенные цели и затем совместно с афганскими лидерами искать способы того, как их лучше достичь. Подобный процесс не принесет успеха. С коррупцией можно бороться лишь в том случае, если само афганское правительство возьмет на себя основную ответственность за борьбу с ним.

Лучшим способом сделать афганское правительство более ответственным перед своим народом в долговременной перспективе является работа по укреплению афганской демократии, но подобный уровень ответственности пока недосягаем, а Афганистану уже сейчас срочно необходимо более качественное руководство.

Для воспитания ответственности в краткосрочной перспективе международному сообществу необходимо потребовать от следующей афганской администрации установить свои собственные цели и контрольные отметки измерения успехов. Если международное сообщество посчитает данные цели правильными, необходимо будет продолжать оказание помощи до тех пор, пока выполняются контрольные отметки. Если же этого не будет происходить, масштабы помощи можно снизить во избежание поддержки посредством международных финансов коррумпированных властей.

Афганистан является независимым государством, и его правительство обладает полномочиями делать то, что оно хочет. Но международное сообщество не обязано финансировать официальную коррупцию. Реформы, разработанные изнутри, являются единственной формой реформ, которая может сработать, но этого не произойдет, если афганские власти будут принимать международную помощь как должное или если они будут рассматривать себя как второстепенных действующих лиц своего собственного процесса реформ.

Если не бороться с ней эффективными методами, официальная коррупция приведет к фатальным последствиям для Афганистана и сделает дальнейшее оказание международной помощи нестабильным, а будущие успехи — невозможными. Для афганского правительства пришло время взять на себя лидерство в борьбе с коррупцией, а для международного сообщества — ясно заявить о том, что оно больше не будет оказывать помощь ни за что.

Джейми Ф. МЕТЗЛ — исполнительный вице-президент Общества Азии и директор проектов специальной комиссии Общества Азии по Афганистану-Пакистану. Кристин ФЭЙР — преподает в Университете Джорджтауна. Оба работали наблюдателями на выборах в Афганистане.

Джейми Ф. МЕТЗЛ и С. Кристин ФЭЙР. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ