На недавнем ежегодном собрании Всемирного Банка его сотрудники много говорили о коррупции. Эту озабоченность можно понять, поскольку деньги, которые Всемирный Банк ссужает развивающимся странам и которые оказываются на секретных банковских счетах или финансируют роскошный образ жизни некоторых подрядчиков, только увеличивают долг страны, а не делают ее богаче.
Джеймсу Вулфенсону, предыдущему президенту Всемирного Банка, и мне ставят в заслугу то, что мы вынесли коррупцию на повестку дня Банка, вопреки усилиям оппонентов, считавших коррупцию политическим, а не экономическим вопросом, и, таким образом, находящимся за пределами мандата Банка. Наше исследование показало систематическую связь между коррупцией и экономическим ростом, что позволило нам заняться этим важным вопросом.
Но, взявшись за борьбу с коррупцией, Всемирному Банку не плохо было бы помнить четыре вещи.
Во-первых, коррупция имеет множество форм, а, следовательно, борьбу с коррупцией придется вести сразу на нескольких фронтах. Нельзя бороться с отводом небольших сумм слабыми и бедными странами, в то же самое время игнорируя широкомасштабную передачу государственных ресурсов в частные руки, какая имела место, скажем, в России при Борисе Ельцине.
В некоторых странах открытая коррупция носит главным образом форму взносов в пользу избирательных кампаний, обязывающих политиков отплатить крупным донорам ответными услугами. Мелкомасштабная коррупция — это плохо, однако систематическая коррупция политических процессов может иметь еще более разрушительные последствия. Взносы в пользу избирательных кампаний и лоббирование, приводящие к быстрой приватизации инфраструктуры (до принятия соответствующих основ регулирования и при привлечении малого числа потенциальных покупателей) могут помешать развитию и без прямых откатов государственным чиновникам.
Но в жизни никогда не бывает только черных и белых красок. Также как не существует универсальной политики экономического развития, так и не существует универсальной стратегии борьбы с коррупцией. Борьба с коррупцией должна быть такой же комплексной и разносторонней, как и сама коррупция.
Во-вторых, Всемирный Банк, конечно, может читать антикоррупционные проповеди, но что действительно имеет значение, так это стратегия, процедуры и институты. Надо отметить, что процедуры осуществления закупок и выдачи подрядов Всемирного Банка считаются в мире моделью для подражания. Действительно, некоторые страны с крупными долларовыми резервами, которые едва ли нуждаются в кредитах Всемирного Банка, попросили у Банка ссуды, несмотря на гораздо более высокую ставку процента, чем они получали от США, потому что считают, что эти процедуры помогут им обеспечить высокое качество проектов свободных от коррупции и станут стандартом и в других областях.
Но успех в борьбе с коррупцией требует большего, чем просто хорошие процедуры осуществления закупок и выдачи подрядов (например, избежание неконкурентных торгов при наличии одного покупателя). Множество других стратегий и процедур может быть задействовано для уменьшения стимулов к коррупции. Например, некоторые налоговые системы могут лучше противостоять коррупции чем другие, потому что не предоставляют дискреционных полномочий налоговым инспекторам.
В-третьих, основной обязанностью Всемирного Банка является борьба с бедностью, что означает, что когда он имеет дело с бедной страной с высоким уровнем коррупции, его задача заключается в том, чтобы обеспечить целевое использование своих кредитов на проекты и помощь людям, нуждающимся в них. В некоторых случаях это может потребовать предоставление помощи через неправительственные организации. Но только в редких случаях наилучшим выходом будет отказать в помощи стране.
И, наконец, тогда как развивающиеся страны должны взять на себя ответственность по искоренению коррупции, Запад может многое сделать для того, чтобы помочь им в этом деле. Как минимум, западные правительства и компании не должны выступать в качестве соучастников в коррупционных сделках. У каждой взятки есть взяткодатель, и слишком часто взяткодателем является компания из развитой индустриальной страны или же кто-то, действующий от ее имени.
Действительно, одной из причин так называемого проклятия природных ресурсов, а именно того факта, что показатели роста стран богатых природными ресурсами в среднем ниже показателей роста стран бедных природными ресурсами, является распространенность коррупции, чему очень часто способствуют, и что поощряют компании, желающие получить природные ресурсы по более низкой цене. США при правлении президента Джимми Картера внесли важный вклад в борьбу с коррупцией принятием акта, запрещающего всем гражданам, компаниям и представительствам США предлагать взятки любым государственным чиновникам иностранных государств. Конвенция по борьбе со взяточничеством Организации экономического сотрудничества и развития стала еще одним шагом в правильном направлении. Прозрачность всех платежей правительствам привела бы к еще большему прогрессу, и западные правительства могли бы способствовать этому путем привязки этого требования к удержанию налога.
Не менее важным является решение вопроса банковской тайны, которая способствует коррупции, предоставляя коррумпированным диктаторам безопасное убежище для их средств. В августе 2001 года, незадолго до террористических актов в США, американское правительство наложило вето на попытку Организации экономического сотрудничества и развития ограничить возможности открытия секретных банковских счетов. И хотя правительство с тех пор изменило свою позицию по вопросу неразглашения банковской информации в отношении террористов, оно не сделало это в отношении коррумпированных чиновников. Твердая позиция Всемирного Банка по этому вопросу повысила бы доверие к нему в борьбе против коррупции.
Те, кто критикует позиции Всемирного Банка в отношении коррупции, делают это не потому, что поддерживают коррупцию. Некоторых критиков беспокоит возможность коррумпирования самой борьбы с коррупцией, а именно, что эта борьба будет использована как прикрытие для сокращения помощи странам, вызвавшим недовольство администрации США. Такие опасения нашли отражение в кажущемся несоответствии жесткой риторики Банка в отношении коррупции и одновременных планов по расширению помощи Ираку. Никто не может утверждать, что в Ираке нет коррупции или что он отличается низким уровнем коррупции по сравнению с другими странами.
Самая резкая критика, однако, исходит от тех, кто беспокоится, что Всемирный Банк отходит от своего мандата. Конечно, Банк должен сделать все возможное, чтобы обеспечить целевое расходование своих денег, что означает борьбу как с коррупцией, так и с некомпетентностью. Но сами деньги не решат все проблемы, а узконаправленная борьба с коррупцией не приведет к развитию. Наоборот, она может просто отвлечь внимание от других не менее важных вопросов для тех, кто старается вырваться из нищеты.
Джозеф СТИГЛИЦ — лауреат Нобелевской премии по экономике; его последняя книга называется «Как сделать глобализацию эффективной».