Фабрик, производящих косметику в Украине единицы, и выпускают они в основном бытовую химию. Существует ряд малых предприятий, работающих на импортном сырье, но они занимаются фасовкой и сбытом. Поэтому очевидно, что отечественная косметико-парфюмерная продукция по-прежнему не составляет конкуренцию товарам иностранного производителя, реализуемым в нашей стране. А импорт, переполняющий украинский рынок, в большинстве случаев не отвечает требованиям нормативно-технической документации. Это подтверждают последние проверки, проводимые органами по делам защиты прав потребителей. Качество реализуемых товаров улучшилось по сравнению с предыдущими годами, но не на много.
По-прежнему наблюдаются многочисленные нарушения при реализации. В частности, были выявлены товары, которые подвержены обязательной сертификации, без документов, подтверждающих их качество и безопасность. Но, основным, часто встречающимся нарушением, по мнению специалистов, можно считать отсутствие на таре доступной, достоверной информации о правилах и условиях эксплуатации, адреса изготовителя, а так же даты изготовления и конечного срока реализации.
Как утверждает главный специалист главного киевского управления по делам защиты прав потребителей Лидия Никитина , срок реализации и способ хранения таких товаров имеет большое значение, потому что продукция состоит из натурального сырья, которое со временем портится. А ее воздействие на организм человека можно сравнить с некачественным пищевым продуктом. Из-за некачественного товара могут возникнуть аллергическая реакция, дерматоз и даже экзема. Украинское законодательство запрещает продлевать сроки годности парфюмерно-косметическим товарам, а просроченный товар подлежит уничтожению. Однако, некоторые предприниматели ухищряются подмешивать в качественный товар просроченный, и из семи проверяемых образцов два оказываются непригодными к использованию. Так же на качество продукции влияет способ хранения, от высокой температуры и от холода товар теряет свои свойства и становится непригодным раньше, чем заканчивается срок годности.
Встречаются случаи, когда товар имеет всю необходимую информацию и адрес производителя, но в действительности при проверке оказывается, что такой фирмы не существует. Поэтому потребителю необходимо внимательно относиться к покупке данного вида продукции, избегать приобретения парфюмерии и косметики, распространяемой сетевым маркетингом и реализуемой на рынке. Потому, что контролировать фирмы, распространяющие товар сетевым маркетингом, практически невозможно, так как у них нет стационарных точек и мест реализации. А если учесть, что в предыдущие годы при проверке уполномоченными органами товары таких фирм не соответствовали нормативно-техническим требованиям, то предпочитать их товары другим не стоит, — сказала Лидия Никитина.
Рынки, в свою очередь, не обеспечивают покупателю полную безопасность. Товары реализуются небольшими партиями, а получение необходимых документов о их безопасности для потребителя в Украине стоит очень дорого и значительно удорожает стоимость товара, поэтому сертифицировать «свой» продукт становится невыгодно. По этой же причине даже многие магазины отказываются продавать товар детского ассортимента, который входит в обязательную сертификацию.
Специалисты рекомендуют покупать средства красоты в специализированных магазинах. Ведь каждый уважающий себя производитель имеет фирменный магазин где реализует свою продукцию. Цены в таких магазинах значительно выше чем на рыке, а потребитель, в погоне за «дешевизной», на сегодняшний день в большинстве случаев предпочитает приобретать товар по низким ценам, стимулируя, таким образом производителей фальсификатов. Поэтому спрос на дешевый и, в свою очередь, некачественный товар остается высоким. По словам Лидии Никитиной, такой товар скорее всего подпольно производится в Украине или ввозится челноками, потому что ввоз в Украину некачественного товара торгующими организациями невозможен. Так как товар, пересекающий границу страны, обязательно должен иметь необходимые документы, иначе он не будет растаможен.
Специалисты все же видят выход из сложившейся ситуации, один из которых — производство товаров на отечественных фабриках, где строго контролируется качество в соответствии с ГОСТом. А также снижение стоимости сертификации, что поможет избежать ухода производства косметико-парфюмерных изделий в «подполье».