Ухудшение внешнеполитической конъюнктуры для Украины, связанное с обвинениями в возможных поставках радарных систем в Ирак вновь поставило «вечный вопрос» для украинского политикума — о патриотизме. Для власти поиск ответа на него связан со способностью говорить правду — сразу и на всех уровнях. Для оппозиции — со способностью удержаться от соблазна путать политические кампании с дискредитацией государства. До сих пор выполнение этих задач обеим сторонам удавалось плохо. Нельзя не сказать, что раскрутка «Иракгейта» происходит перед Пражским саммитом НАТО, на котором Киев надеется добиться нового формата отношений с Альянсом. И от того, как ответит украинский политикум на «иракский» вызов, зависит гораздо больше, чем судьба конкретных персоналий. А именно — авторитет и стратегические перспективы государства. И во власти, и вне ее есть политики, которые это понимают. Об этом — в интервью с гостем «Дня», главой парламентского комитета по вопросам евроинтеграции Борисом Тарасюком.
— Хочется услышать мнение опытного дипломата, известного как в Украине, так и на Западе и Востоке, — что происходит в украинско-американских отношениях? Вспоминается триумфальный визит в Вашингтон первого Президента Украины Леонида Макаровича Кравчука, в ходе которого американцы проявляли незаурядный пиетет и внимание к украинцам. И — сегодняшний кризис доверия... Или как это назвать?
— Думаю, охарактеризовать сегодняшнее состояние как кризис доверия будет правильно. Доверия не с нашей стороны, а к нам. К сожалению, и с нашей стороны было немало сделано для этого. Украину не впервые обвиняют в нарушениях санкций. В начале девяностых, помнится, американское посольство с тревогой обращало наше внимание на нарушение нами санкций, касающихся перевозок по Дунаю нефтепродуктов и других товаров в Югославию. Впоследствии — дискуссия относительно роли ядерного оружия, продолжавшаяся фактически с 1992 по 1994 год. Я считаю, что это были потерянные годы для нормального развития украинско-американских отношений и вообще отношений между Украиной и Западом. Ну и, наконец, вопросы возникшие вследствие исчезновения, а потом смерти Георгия Гонгадзе, кассетный скандал... Все это, конечно, не могло негативно не сказаться на отношении к Украине. И мне — как человеку, посвятившему по меньшей мере десять лет своей дипломатической деятельности тому, чтобы улучшать авторитет государства — очень огорчительно, что сегодня авторитет Украины находится на самой низкой отметке. Относительно причин такого кризиса доверия: по моему мнению, власть и правоохранительные органы сделали очень мало для того, чтобы продемонстрировать, с одной стороны, наличие политической воли, а с другой — профессионализм в расследовании резонансных дел, отрицательно отражающихся на авторитете нашей страны. Мне кажется, очень мало делается для того, чтобы объяснить и нашим партнерам, и нашему обществу, что происходит. Дать ответы на вопросы: кто, почему, как убил Гонгадзе, почему раньше не было прогресса в расследование этого дела? Насколько правдоподобны те записи разговоров, касающиеся возможной — подчеркиваю, возможной — продажи чувствительного оружия Ираку. Ответов нет. А отсутствие ответов порождает дополнительную волну информации, слухов, распространяющихся в мировой прессе. Сегодня какую бы газету не открыл, то ли «Тайм», то ли «Гардиан», или «Интернешнл геральд трибюн» и тому подобное, — везде негативная информация об Украине. Нашу страну сейчас упоминают в связи с так называемым Иракгейтом, политическим кризисом, акциями протеста. И очень, конечно, печально, что с украинской стороны четкой конкретной информации недостаточно.
— Вы думаете, что в этой ситуации информация может помочь делу? Возможно, все зашло уже настолько далеко, что нужны какие-то другие шаги, ведь о записях такого характера было известно и раньше? Хотя, по словам посла США в Украине Карлоса Паскуаля, никаких связей между внутриполитической ситуацией в Украине и этим скандалом искать не нужно, многие обозреватели склонны считать именно так. Ваше мнение?
— Как одну из версий лично я этого не могу исключать. Хотя американская сторона это отрицает. Но очевидно, что любая информация, связанная с Ираком, в мире воспринимается очень остро. И любая информация о том, что какая-то страна нарушила санкции Совета Безопасности ООН относительно продажи оружия Ираку — любого оружия, не говоря уже о современных радарных системах, — конечно же, отрицательно влияет на имидж этого государства. Все, что касается Ирака, сейчас везде в мире выносится на первые страницы газет.
— Что касается подготовки к военной операции против Ирака, то в Америке кое-кто — в частности, высказали свою точку зрения демократы — сегодня считает, что возможности переговорного процесса все-таки еще не исчерпаны. В то же время мы наблюдаем такое пристальное внимания только к записи разговора, — ведь американцы сами говорят, что не имеют доказательств нахождения «Кольчуг» в Ираке. Можно ли считать именно сейчас адекватной реакцию Белого дома только на факт разговора?
— Я не собираюсь оправдывать, скажем, действия американской администрации, — меня беспокоит то, что наносится вред авторитету Украины. Но давайте попробуем посмотреть на ситуацию глазами Вашингтона. Что происходит? Они пытаются убедить мировое сообщество, своих союзников — и пока что без особых успехов — в необходимости осуществления военной операции против Ирака. Оснований — а единственным законным основанием может быть решение Совета Безопасности ООН — нет. Лично я считаю, что было бы большой ошибкой со стороны Соединенных Штатов прибегнуть к военной операции против Ирака без мандата Совета Безопасности ООН. В то же время в определенном смысле их можно понять. Дискуссия очень острая. В эту дискуссию втянуты Конгресс, Совет Безопасности ООН, ООН в целом, НАТО — фактически весь мир. И вдруг американские официальные лица узнают о том, что Украина, возможно, поставила в Ирак радарные системы, наличие и использование которых может — если будут осуществляться полеты американских самолетов — привести к человеческим потерям. Но это только гипотеза. Хотя они, очевидно, должны ее просчитывать и, очевидно, просчитывают. Я не хочу прибегать к спекуляциям на тему мотиваций. Я считаю, что неправильно применять силу без санкции Совета Безопасности ООН — как это было, в частности, в Югославии в 1999 году. В то же время мы можем бесконечно дискутировать относительно того, специально ли в мировое сообщество и СМИ выброшена информация о возможных поставках украинского оружия в Ирак. Определенно, мы вынуждены для себя сформулировать вопрос по- иному: каким образом эта тема отражается на нашем авторитете? Очевидно, что отрицательно. Какие действия нужно предпринять для того, чтобы снять этот негатив? Прекратить эти разговоры мы не можем. Что мы можем? Дать достаточно убедительную информацию, обнаружить политическую волю к сотрудничеству, общим расследованием, чтобы снять эти вопросы, если мы уверены, что таких передач не было. Исходя из направленного председателю Совета безопасности министром А.Зленко письма, которое есть, нужно понимать, официальной точкой зрения, наша страна все обвинения отрицает, то есть она абсолютно чиста. Представьте себе — опять же, гипотетически, — что это не так. Не говоря о судьбе автора этого письма, которая будет решена однозначно, это нанесет страшный удар по авторитету Украины как государства. Лично я, как народный депутат, не убежден в том, что ничего этого не было. Никто меня в этом не убеждал. Однако как гражданин, я хотел бы, конечно, верить в то, что фактической передачи оружия не было .
— Но сейчас власть демонстрирует открытость, предлагая создать международную экспертную комиссию, парламентскую следственную комиссию и тому подобное. Вы будете участвовать в этом расследовании?
— Если меня пригласят к участию, то —да. Тем более, что в распределении обязанностей в руководстве министерства иностранных дел я непосредственно отвечал за вопросы военные, военно-политические, входил в состав комитета экспортного контроля, то есть эта тематика мне знакома. Но, повторяю, чтобы эти расследования были успешными, нужна готовность к ним власти, а точнее, всех, причастных к экспорту вооружений и технологий двойного использования, нужна наконец четкая информация.
— А как бы вы прокомментировали реплику председателя ВР Владимира Литвина относительно того, что некоторые политики, должностные лица, депутаты очень часто посещают Ирак и буквально заставляют Президента, правительство «вести переговоры»?
— Хочу вам сказать, что я знаю этих людей. Когда я был министром иностранных дел, ко мне приходили «ходоки» из Верховной Рады, которые очень настойчиво предлагали налаживать различного рода контакты. Причем этот интерес, насколько мне было известно, выходил за пределы программы «Нефть в обмен на продовольствие», — речь шла о более серьезных вещах, в том числе и о вооружении. Поэтому это замечание председателя ВР абсолютно обосновано, — есть бизнесовые круги, которые хотят, не обременяя себя работой по маркетингу, поиску партнеров и т.п., заработать деньги. Но ведь не эти депутаты принимают решение о передаче или не передаче вооружений и дают указания вопреки решениям комитета экспортного контроля.
— У человека, не разбирающегося в тонкостях дипломатии, могут возникнуть сомнения: а вообще можно ли предоставить убедительные доказательства того, что на территории Ирака нет «Кольчуг»? Тем более что США, кажется, именно сейчас не стремятся верить Украине — они формируют глобальный антииракский контекст. И «украинское оружие» неплохо в него вписывается. Создается впечатление, что такие доказательства может предоставить только сам Саддам Хусейн...
— При современном уровне развития техники собрать доказательства не так уж и трудно. И США имеют достаточно технических средств, в том числе и спутники-разведчики. Со стороны Ирака действительно нужно обнаружить готовность к принятию инспекций ООН, которые, возможно, докажут правдивость или ошибочность утверждений о наличии на территории страны радарных систем. Думаю, в этом деле, в конце концов, нужно поставить точку.