Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто платил — в дураках

6 сентября, 2005 - 20:04
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Со вчерашнего дня в отделениях «Ощадбанка» начали выдавать расчетные чеки.

Именно в них воплотились обещания многих правительств компенсировать «сгоревшие» вклады в Сбербанк СССР. Напомним, согласно распоряжению Кабмина, канувшие в Лету сбережения отныне могут помочь украинцам рассчитаться с долгами за коммунальные услуги. При условии, правда, что с 1 сентября прошлого года вкладчик Сбербанка исправно рассчитывался с коммунальщиками. Если имеются свежие долги, то для начала необходимо погасить их, причем «живыми» деньгами. В противном случае расстаться с давними долгами при помощи советских сбережений не получится. Сделать это желательно как можно быстрее. Ведь на то, чтобы конвертировать вклады в уплаченные счета, правительство отвело всего два с половиной месяца. Должников в Сбербанке ждут до 15 ноября. Помимо паспорта, идентификационного кода и сберкнижки, они должны иметь при себе справку о задолженности. Последнюю же присылает каждое предприятие-поставщик услуг отдельно. И естественно по месту прописки-регистрации должника, что далеко не всегда соответствует истинному месту жительства. В крупных городах подготовкой справок займутся специальные информационные центры. Но, например, в Киеве, как сообщил недавно первый заместитель КГГА Иван Фоменко, ее не получат жители частных домов и члены жилищных кооперативов. В последнем случае коммунально-долговые вопросы целиком и полностью лягут на плечи глав кооперативов.

Так что очевидно: путаница с вкладами неизбежна. Хотя, по мнению главы Госжилкомунхоза Алексея Кучеренко, механизм погашения долгов перед коммунальщиками проработан до мелочей. К примеру, если потребитель услуг накопил на книжке 3000 рублей, а долг перед ЖКХ составляет 3500 гривен, то около 500 гривен он может заплатить из своего кошелька. Ведь в указе Кабмина о новых правилах индексации ничего не сказано.

О тсюда, взаимозачет осуществляется по старой схеме: 1 советский рубль равняется 1,05 гривни. Существует, правда, и еще один вариант. Если, скажем, сосед исправно платил за коммунальные услуги, то он вправе поделиться своими сбережениями. Написав соответствующее заявление, его сгоревшими вкладами может распорядиться хронический должник.

И это, похоже, единственное, что может утешить законопослушных вкладчиков Сбербанка СССР. С каждым годом к омбудсману Нине Карпачевой поступает все больше просьб защитить трудовые сбережения. Но из тех 122 миллиардов гривен, которые были признаны Конституционным Судом собственностью вкладчиков, около 118 млрд. гривен, по всей видимости, так и останутся замороженными. Ведь программа Кабмина обращена лишь к должникам, и на ее финансирование предусмотрено всего 6 миллиардов гривен.

По словам А. Кучеренко, по состоянию на 1 сентября прошлого года украинцы задолжали предприятиям ЖКХ 7,245 млрд. гривен. Но предприятия ЖКХ, равно как и вкладчики, эти деньги на руки не получат. «Ощадбанк» просто спишет конкретные суммы со сбережений и передаст информацию Водоканалам, Облэнерго и т.д. Те, в свою очередь, откроют в органах Госказначейства специальные счета, через которые будут перечислять бюджетам полученные суммы.

Словом, рассчитывать на моментальное «выздоровление» ЖКХ не приходится. Сейчас каждое четвертое водопроводно-очистное сооружение и каждая пятая насосная станция отработали свой срок эксплуатации. Санитарным нормам не соответствуют 48% мусорных свалок, а 30% контактных и кабельных сетей срочно требуют замены. За первое полугодие, согласно отчету Жилкоммунхоза, убытки предприятий сферы составили 485,2 млн. гривен, что на 152 миллиона больше, чем в прошлом году. «Понятно, что при такой ситуации ни один инвестор не заинтересуется жилищно-коммунальной сферой», — уверяют в ведомстве.

Между тем, эксперты полагают, что дело не только в деньгах. По мнению юриста, главы ЖДК Андрея Дяченко, сейчас существует огромная разница между фактической стоимостью услуги, тарифом и непосредственно тем, что имеют жильцы. Для одного дома в отопительный сезон она составляет 25 тысяч гривен. Только за горячую воду киевляне переплачивают в три раза. Имеются, по словам А. Дяченко, у управлений ЖКХ и другие источники дохода. «К примеру, нашему дому каждый месяц перекрывали воду, якобы для смены вентилей. Я специально обратил на них внимание: в подвале стоят вентили 1965-го, 1974-го года. А между прочим, один вентиль стоит 38 гривен», — говорит А. Дяченко. По его мнению, спасти ЖКХ сможет хозрасчет. Не «английская» модель, когда все коммунальные объекты приватизированы, ни «французская», где бизнес управляет инженерными и инфраструктурными объектами на контрактной основе, — у нас не помогут. Не готовы ни сфера, ни предприниматели. Хозрасчет же, по мнению А. Дяченко, обеспечит прозрачность и персонифицированную ответственность. К тому же должность главы хозрасчетного объединения должна быть выборной.

Нынешние «коммунальные» шаги правительства могут, по мнению экспертов, только повредить ЖКХ. Украинцы расслабятся: мол, долги простили, значит — и потом простят. А тем временем почти разрушенная отрасль будет спокойно разрушаться дальше. Показательно, что злостными неплательщиками становятся отнюдь не бедные пенсионеры. Как утверждают в управлениях жилищно-коммунального хозяйства, среди хронических должников, например, немало владельцев престижных авто. А все потому, что они привыкли безнаказанно не платить. Посему, считают коммунальщики, сегодня просто необходимо ввести жесткие санкции за неуплату коммунальных услуг. В противном случае через несколько лет можно будет лишь констатировать: жилищно-коммунальная сфера разрушена до конца.

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ