Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто разорил «Украину»?

В поход за правдой парламент послал 15 депутатов
7 июля, 2001 - 00:00

Новейшая история еще не знала случаев, когда обанкротившаяся финансовая структура полностью рассчитывалась со своими клиентами и вкладчиками. Что-то ухватить удавалось только тем, кто либо первым сориентировался, либо был особенно настойчивым в защите собственных интересов. Свыше миллиона вкладчиков банка «Украина», оставшихся без своих средств, — потенциальный мощный боевой отряд, при помощи которого можно или завоевать новые политические высоты, или быть с этих высот сброшенными. Именно поэтому обсуждение судьбы одного из крупнейших государственных банков в парламенте было обречено перейти из плоскости реальных мер в плоскость охоты за «врагами», которые конечно, и привели к нынешнему состоянию дел.

Попытки предложить более- менее реальный путь для спасения «Украины» быстро и окончательно перешли к утверждению состава депутатской комиссии, которая должна найти виновных и... Что будет дальше? Судя по тому, что первые результаты деятельности комиссии ее только что утвержденный глава депутат Виктор Король пообещал предать огласке до 1 октября, все совпадает. Именно тогда, а не сейчас, объявление имен людей, которые содействовали получению или сами получали невозвращенные кредиты банка «Украина», будет означать для этих людей огромные предвыборные проблемы. Еще бы — получить за несколько месяцев до всенародного волеизъявления звание расхитителя крестьянского банка! Почему не теперь?

Автор лично обращался и к председателю комиссии, авторитетному и неподкупному депутату Виктору Королю, и к председателю парламентского комитета не менее авторитетному и неподкупному Юрию Кармазину с просьбой назвать тех 18 народных депутатов, которых Петр Порошенко назвал «инсайдерами», то есть теми, кто имел в обанкротившемся банке «Украина» конкретный интерес. В ответ принципиальные борцы за справедливость, которые только что заявляли в телекамеры, что найдут виновных на радость обманутым вкладчикам, по очереди загадочно улыбались и... молчали. То же самое было и в сессионном зале, где свыше трехсот депутатов проголосовали за состав следственной комиссии, в которой не должно было быть ни одного «заинтересованного» депутата.

Внимательные читатели вспомнили наверное ряд заявлений с парламентской трибуны по поводу имен главных коррупционеров, даже их приблизительного числа среди нардепов. Эти заявления звучат уже который год и достаточно регулярно. Дальше дело почему-то не продвигается, причем было это и тогда, когда список угрожал огласить экс- министр внутренних дел Юрий Кравченко, и тогда, когда заявления звучали от профессионального «борца с мафией» Григория Омельченко. В результате имеем практически одного-единственного «народного коррупционера» Павла Лазаренко. Остальные расхитители народного достояния перманентно фигурируют то в коррупционерах, то в непримиримых борцах с ними. Поскольку судебных приговоров что-то не припоминается, граждане вольны сами определять, кому верить. Поэтому и уверено большинство населения, что «воруют все», что для этих самых «всех» не так и плохо. Чтобы не попасть в конкретный список и не занять вакантное пока на территории государства место арестованного в США экс-премьера.

Говорить будут разное. Тот же Петр Порошенко предполагает, что, оказавшись перед перспективой неминуемого разоблачения, часть «инсайдеров» добровольно возвратят не отданные в свое время банку «Украина» кредиты, тем более, что деньги у этих людей есть, и много. Так и представляешь себе горячую июльскую ночь, освещенную фарами похожих на бывшие колхозные «бобики» модных нынче «мерседесов» — перепуганные инсайдеры подъезжают тихонько к офису банка «Украина» и несут, несут мешки с деньгами, прикрывая лицо от случайных прохожих бумажками со списком членов парламентской следственной комиссии. Не убеждает, говорите? А может иначе — те же самые лица в тех же черных «бобиках» едут мимо банка «Украина» с мешками поменьше, чтобы отдать их в предвыборные фонды особенно неуступчивых борцов с коррупцией. Уже теплее?

Если же вернуться от фантастических картинок к реальности, то с банком «Украина», кажется, все ясно. Спасать банк одновременно с поиском виноватых в его банкротстве не представляется возможным. А в то, что банк будет возрожден именно в результате следствия парламентских «знатоков», может верить только избиратель, требующий «коррупционеров».

Поскольку у нас же все делается отдельно и последовательно — сначала разворовывается банк, потом ищут виноватых. В процессе розыска как личности найденных виновников, так и мера их наказания оказываются несопоставимыми с теми средствами, которые навсегда ушли от их владельцев в другие ловкие руки, где надеемся, успешно работают.

Есть ли выход? Чтобы его найти, следует сделать хотя бы первый шаг — либо назвать всех «инсайдеров» банка «Украина» поименно и сейчас, либо не мешать спасать банк тем, кто это стремится сделать. Молчат наши борцы с коррупцией, не могут их мужественные уста назвать нужные имена. И ожидать этого, кажется, напрасно.

Кстати, в состав депутатской комиссии вошли: Виктор Король («Солидарность») — председатель комиссии, Николай Кравченко (КПУ) — заместитель председателя, Виктор Суслов («Яблоко») — заместитель председателя. Члены комиссии: Анатолий Волок (НДП), Валентина Гошовская («Трудовая Украина»), Виталий Журавский («Регионы Украины»), Евгений Кирильчук («Батькiвщина»), Богдан Костенюк (НРУ), Сергей Кривошея (ПЗУ), Игорь Плужников (СДПУ(о)), Иван Полюхович (УНР), Анатолий Станков (Социалистическая партия), Сергей Терехин («Реформы—Конгресс»), Валерий Акопян («Демсоюз»), Наталья Витренко (внефракционная).

КОММЕНТАРИЙ

Наталия ВИТРЕНКО, член парламентской следственной комиссии по расследованию деятельности банка «Украина»:

— Вчера состоялось первое заседание нашей комиссии. Мы составили первые контуры плана, по которому будем работать, определились, в какие ведомства мы должны дать запросы для того, чтобы получить максимально полную информацию. Конечно, ни о каких депутатских каникулах для нашей комиссии речь не идет. Мы понимаем, что должны работать все время. Потому что это очень острая проблема, и она может иметь колоссальные негативные последствия в Украине.

График нашей работы на следующей неделе ежедневный. В планы нашей комиссии входит определиться во вторник с законом, который мы можем внести в четверг на голосование для того, чтобы начать решать эту проблему в законном русле. Ведь Верховная Рада не согласилась с предложенным правительством механизмом переложить тяготы банка на плечи бюджета страны, пойти на дефицит в 450 млн. грн. для того, чтобы облигациями покрыть сегодняшнее банкротство банка. Мы хотим двигаться в другом русле — поднять информацию, кто взял кредиты под льготные условия, кто не вернул кредиты, кто положил свои средства на депозит, кто получил разного рода финансовые привилегии в банке. Подняв массив этой информации, мы хотим получить возможность на законодательном уровне обязать эти структуры (при чем многие из них процветающие) немедленно погасить свои долги перед банком, чтобы таким образом банк мог расплатиться со своими клиентами. Вчера по обстановке на нашем заседании (было 10 членов комиссии из 15) я ощутила, что комиссия настроена на плодотворную работу.

Николай НЕСЕНЮК
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ