Во всем остальном саммит СНГ ничем не отличался от предыдущих церемониальных встреч глав государств. Открывая встречу в узком кругу, Владимир Путин поздравил Эдуарда Шеварднадзе с днем рождения, а Леонида Кучму, Эмомали Рахмонова и Ислама Каримова — с переизбранием на президентские посты. На что президент Украины отреагировал уверенным: «делай, как мы!». (Накануне саммита Л.Кучма, как сообщает УНИАН, отметил, что «сегодня мы имеем дело фактически с новым президентом России». — Ред. ) Владимир Путин сообщил удовлетворенному победой на выборах украинскому коллеге, что российский народ примет решение 26 марта, оставив журналистов гадать, по какому из сценариев разрешат принять решение российскому народу — украинскому, узбекскому или таджикскому.
Наиболее важным вопросом саммита было обсуждение проблемы борьбы с терроризмом. Но в этой связи гораздо больший интерес представляет прошедшая перед открытием саммита встреча четырех лидеров — Владимира Путина, Эдуарда Шеварднадзе, Гейдара Алиева и Роберта Кочаряна. И.о.президента России обсудил с президентами Грузии, Азербайджана и Армении ситуацию на Северном Кавказе и возможность совместных мер по борьбе с терроризмом — очевидно, что в Москве не хотели бы возможного использования территории стран Закавказья чеченцами и озабочены негативными тенденциями в российско-грузинских и российско-азербайджанских отношениях.
КСТАТИ
СНГ «должно измениться», иначе его будущее под вопросом, заявил Л.Кучма в понедельник в Москве, комментируя журналистам итоги встречи с и.о. президента РФ Владимиром Путиным. Он добавил, что «в нынешнем виде по большинству направлений» СНГ «не работает, особенно в информационном направлении». В то же время, по словам Л.Кучмы, «с любой точки зрения сейчас нельзя сказать, что СНГ не нужно». Говоря о «нецелесообразности» ликвидации Содружества, как единого органа, Л.Кучма отметил, что вместе главы государств и правительств «могут многое решить».
«В настоящее время СНГ переживает кризис: интеграционные механизмы, на которые надеялись лидеры государств, до сих пор не заработали, — отмечает российская Интернет-газета «КМ» (http://www.km.ru). — В частности, по оценкам экспертов, свыше тысячи договоренностей, подписанных главами государств и правительств, так и остались декларациями о намерениях. Вследствие того, что не удалось восстановить разорванные при распаде СССР хозяйственные связи, удельный вес торговли между государствами Содружества не превышает трети от их общего внешнеторгового оборота. Кроме того, положение усугубляется тем, что ежегодное падение товарооборота составляет от 15 до 20%, и если данная тенденция сохранится, то придется лишь констатировать, что системообразующих связей Содружества уже не существует, и, следовательно, распад всей структуры неминуем. Первые признаки уже налицо, о чем свидетельствует процесс создания в рамках СНГ ряда субрегиональных структур: Таможенный союз (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), Центрально-азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан). Наконец, к перечисленным структурам в конце прошлого года добавился Союз России и Белоруссии».
«С приходом Путина все меняется, — отмечает «Газета.Ру» (http://www.gazeta.ru). — К власти в России пришел человек прагматичный и по-своему циничный. Его лично со всеми этими людьми (главами государств СНГ. — Ред.) ничего не связывает. Он не из их когорты, он всегда будет следовать лишь своим собственным прагматичным интересам. В этом плане клуб лидеров СНГ умер. На первое место вышли проблемы собственно СНГ. И выясняется, что Содружества никакого нет. Очевидно и то, что Москва более не будет руководствоваться ностальгическими мотивами в своем поведении. Впервые в кулуарах СНГ заговорили о том, что Россия сознательно притормаживает даже разговоры об интеграции, не то что проекты. Это попахивает неоизоляционизмом. Но во всем этом, между тем, есть и другая сторона. Металлический блеск в глазах и. о. президента РФ необычайно хорош при общении с военными и разведчиками. Он хорош в разговорах с позиции силы и на темы силы. Однако чисто человеческие отношения в дипломатии тоже небесполезны. Они, бывает, спасают отношения стран даже тогда, когда никакие прагматические расчеты этого не предсказывают. СНГ во многом держалось на человечности Ельцина. Еще вовсе не очевидно, что, если Путин будет говорить с соседями лишь прагматически, это обязательно пойдет на пользу России».