Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«ЛЕОН» выходит на свободу

8 декабря, 2000 - 00:00

Когда футбол практически закончился и наши футбольные «профессионалы» разъехались кто по родным селам, кто по Кипрам-Эмиратам, главной пищей для души болельщика является возможность спокойно посплетничать на тему «кто куда». В этом году в нашем футболе можно выделить два события, которые, кажется, окончательно перевели систему пополнения наших элитных команд на цивилизованные европейские рельсы. Хотя наши рельсы, как известно, шире европейских на несколко сантиметров, что и приводит ко многим интересным вещам.

Поэтому, из массы сообщений о межсезонной миграции отечественных футболистов выделим два наиболее серьезных или, как модно теперь говорить, знаковых факта. Это переход в состав донецкого «Шахтера» игрока национальной команды Нигерии Охагохве и выход из-под юрисдикции киевского «Динамо» бывшего ведущего нападающего Украины Леоненко. Чем отличаются именно эти два события, мы и попробуем объяснить, сделав выводы, которые из этого должны исходить.

Известие о приобретении командой «шахтеров» еще одного африканца не стало бы особенно сенсационным, если бы это был традиционный игрок средних способностей, каких центральноафриканские страны начали в последние годы поставлять в Восточную Европу. Вспомните «поляка» Олисадебе или почти «россиянина» Чуйсе. И у нас защитную линию «Шахтера» расцвечивает африканец Окоронкво, который не запомнился пока что ничем, кроме оригинальной внешности и детских ошибок в важнейших играх своей команды. Подобных сыновей саванн и джунглей уже достаточно много бегает на стадионах славянских стран, однако настоящих суперзвезд масштаба Веа, Кану, Уеста, Финиди, Олисе, которые украшали собой финалы еврокубков, олимпийских турниров и мировых первенств в наши края еще не приглашали. И вот объявлено о переезде в Донецк едва ли не лучшего из молодых нигерийских форвардов. Сенсацией это событие является еще и потому, что оно должно все-таки поднять завесу над тайной «денег Ахметова», которыми оперирует ФК «Шахтер». Если над суммами, оплаченными за переход в киевское «Динамо» грузина Деметрадзе и «узбека» Шацких еще можно было придерживать завесу таинственности (все-таки бывшие братские народы), то Нигерия относится к свободному миру, а поэтому по каналам мировых информагенств начала «гулять» версия о сумме в 10 миллионов долларов, которые клуб «Шахтер» заплатил за право иметь в составе талантливого африканца. Деньги, бесспорно, безумные. Но, собственно, никто не уполномочивал нас считать деньги на счетах ФК «Шахтер», а поэтому перейдем к следующему выводу.

Он выглядит так, что эпоха «внутреннего» футбола у нас окончательно завершилась. Желая успехов уже теперь и сразу, две ведущих украинских команды не могут ожидать, пока подрастут новые Шевченко и Воробей. Поэтому и запаковываются наши лидеры иностранцами. Путь верный, так делают все европейские суперклубы. Осталось только научиться отличать действительно перспективных футболистов от «вечно перспективных», которых достаточно как на международном, так и на бывшем всесоюзном футбольном рынке. Опыт европейских стран показывает, что практика массового приглашения иностранцев содействует росту отечественных талантов, которые быстрее прогрессируют, выдерживая конкуренцию с представителями различных футбольных школ. Было бы неплохо, чтобы торговля футболистами, в хорошем понимании этого слова, прижилась у нас, заменив малопонятные взаимоотношения между футболистами и командами, которые еще кое-где существуют, как атавизм бывшей эпохи.



Из ушедшей эпохи пришел к нам и Виктор Леоненко. Его пригласили в Киев из России в те сложные времена, когда наш когда-то общий футбол переходил на самостоятельность в Украине, оставив почти все совместные приобретения в России. Приглашение Леоненко, а впоследствии и Калитвинцева, было определенным ответом Украины на процесс массового перехода в «россияне» ведущих украинских футболистов. Став украинцами, эти два выдающихся русских игрока ощутимо помогли как киевскому «Динамо», так и национальной сборной в первой половине девяностых. Дважды присужденный Леоненко титул лучшего футболиста Украины говорит сам за себя. А легендарный матч «Динамо» — «Спартак» в Лиге чемпионов осенью 1994 года до сих пор с ностальгией вспоминают болельщики. Именно в этой игре Леоненко показал наивысший класс, впервые вынудив мир поверить в обновленное «Динамо».

Всем было известно, что киевский суперфорвард имеет, мягко говоря, сложный характер. Но Леоненко прощали все его выходки за ту игру, которую он демонстрировал в своих лучших матчах. Ситуацию изменили два события — внезапная вспышка звезды юного Андрея Шевченко и возвращение в Киев Валерия Лобановского. Леоненко стал уже не лучшим, а одним из лучших, а сработаться с Лобановским ему так и не удалось. В былые времена футболист собрал бы вещи и уехал искать лучшей доли, как сделал это предшественник Леоненко в Киеве Сергей Юран. Но на время, когда бывшей звезде не нашлось места в составе «Динамо», пришлось становление системы контрактов и остальных «капиталистических штучек». Это при коммунизме можно было исчезнуть из команды и через несколько месяцев заявиться в другой, не отдав полученные «подъемные» и квартиру. Слишком много получил Виктор Леоненко от ФК «Динамо», чтобы его так просто отпустили. Игрок вдруг увидел, что получив от клуба роскошную квартиру, автомобиль «Мерседес» и немало денег, он сам остался собственностью клуба вплоть до конца 2000 года. Вполне естественно, что ФК «Динамо» желало возвратить израсходованные в свое время на форварда Леоненко деньги, а, может, и заработать что-то. Не вышло. Достойных покупателей, которые бы дали ту цену, что просили в Киеве, так и не сыскалось. Поэтому свою карьеру бывший лучший нападающий страны периодически продолжал в качестве арендованного игрока.

И вот, наконец, тридцатилетний футболист получит возможность устроиться играть там, где он хочет. Мы сможем увидеть, на самом ли деле сберег «Леон» свой неповторимый дриблинг, точный удар и взрывную скорость. Не исключено, что всего этого игрок уже не умеет делать так, как раньше, а поэтому вынужден будет искать работу где-то в Польше, как сделал это еще один бывший динамовец Саленко. Пример Леоненко научит и уже научил наших футболистов быть очень осторожными при подписании контрактов, чтобы не променять на разовые деньги возможность играть на высоком уровне.

Таким образом, в наш футбол приходит африканский юноша и уходит русский ветеран. Было бы очень хорошо, если бы оба эти неординарных футболиста подольше оставались именно в украинском футболе, поднимая его до уровня ведущих в Европе.

Николай НЕСЕНЮК
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ