Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Либо — досрочные парламентские выборы,

либо — новые договоренности
4 декабря, 2006 - 19:32

Борису Тарасюку уже нашли замену. Пока только временную, на одну поездку. Вчера вместо министра на заседании ОБСЕ в Брюсселе присутствовал Посол Украины в Австрии Владимир Ельченко. А в поездке в США — Хандогин. В Секретариате Президента рассматривают два варианта развития событий. «Пока вопрос не будет решен (в КС — ред. ), Тарасюк продолжает выполнять обязанности, и все должны его воспринимать, собственно, как полноценного министра, но можно — назначить другого исполняющим обязанности», — объяснил советник Президента Игорь Колиушко. Очевидно, что в любом случае Тарасюк обречен оставаться «исполняющим обязанности». А долго реализовывать внешнюю политику с приставкой «и.о.» крайне проблематично. И еще. Тарасюк символизировал и такое завоевание оранжевой революции, как евроатлантический вектор развития. Хотя парадокс: основные документы, как известно, были приняты до Майдана. Теперь этот вектор стал, мягко говоря, очень расплывчатым. Правда, в правительстве еще остался Анатолий Гриценко. Но на долго ли? Об этом мы спросили ведущего украинского политолога Владимира ФЕСЕНКО.

— Гриценко вне всякого сомнения находится в зоне риска. И вопрос его возможной отставки, лишь вопрос времени, она может произойти и в ближайшие недели. Возможно, чуть позже, после новогодних праздников. Дело лишь только в поводе и в характере отношений президентской и правительственной команды в конкретных условиях. Т.е. если эти отношения будут обостряться такими же темпами, как это было в последнее время, то отставка Гриценко — дело неизбежное. Другое дело, что как и в случае с Тарасюком, у Президента есть право выдвижения кандидатуры по своей квоте.

— Как вы считаете, будет ли Президент повторно подавать кандидатуру Тарасюка?

— Повторная подача его кандидатуры означает, конечно же, продолжение военных действий. Это политический и правовой клинч, в котором нет выхода. Только что отставив Тарасюка, антикризисная коалиция, конечно же, не утвердит его кандидатуру. Здесь есть, конечно же, возможность апелляции к Конституционному Суду, но это может затянуться на несколько месяцев. А каким образом тогда будет осуществляться руководство внешней политикой?

Я вижу здесь два варианта выхода из ситуации. Первый — подача другой кандидатуры Президентом. Кандидатура эта, конечно же, будет президентская, будет работать на внешнюю политику Президента. Но одновременно нужно снять само противостояние по вопросам внешней политики, перейти к нормальному согласованию позиций. В частности, уже в ближайшее время намечается визит Путина в Украину. И если перед этим визитом будет такая же ситуация, как перед визитом Януковича в Вашингтон, ничего, кроме вреда, это не принесет. Если к этому моменту не будет решен вопрос по министру иностранных дел, то боюсь, что это негативно скажется и на характере переговоров с российской стороной, и на результатах этого визита. Вряд ли это в интересах страны, я уже не говорю об интересах Президента или правительства.

И еще один из вариантов решения проблемы — это взять паузу. Обязанности исполняет первый заместитель министра иностранных дел. И дождаться тогда решения Конституционного Суда. Но в любом случае Тарасюк не сможет нормально работать в правительстве Януковича. И никакой нормальной, взвешенной, неконфликтной политики у нас в таком случае не будет.

— Вот вы говорите, что нужно согласовывать внешнюю политику. Но не означает ли это окончательную капитуляцию Президента? Ведь внешняя политика — это его прерогатива, а получается, что и ее теперь нужно согласовывать...

— Давайте не забывать, что по Конституции, внешнюю политику определяет парламент. Другое дело, что определять это он должен в соответствующем законе, в законодательных актах, которые должны быть согласованы с Президентом, поскольку опять таки Президент может наложить вето. Именно это я имею в виду, когда говорю о согласовании внешней политики. Нельзя проводить отдельно президентскую внешнюю политику и парламентской коалиции. Не может быть в стране двух внешних политик. Это абсурд.

Президент должен учитывать особенности политической структуры парламента. Особенности политических настроений в обществе. Делать поправки, искать более компромиссные варианты. Но правительство не может вторгаться в компетенцию Президента, в процессы выработки и осуществление внешней политики. А то, что произошло в последние месяцы — это явный конфликт. Поэтому я не вижу ничего плохого и обидного в согласовании внешнеполитических вопросов. Нужно сейчас вместе с президентской, правительственной командой работать над законом внутренней, внешней политики. Согласовать компромиссный вариант, потому что, конечно же, коалиция не согласится на форсированное вступление в НАТО, но и отказываться от евроатлантической интеграции было бы глупо. Тем более, что и Россия активно взаимодействует с НАТО. Нужно искать компромиссные, конструктивные формулы по всем направлениям внешней политики.

— У вас нет ощущения, что холодная война между Ющенко и Януковичем уже перешла в «горячую».

— Скажем так, от фазы холодной войны перешли к серии локальных конфликтов. Следующая фаза — это «горячая» война. Я приведу такую аналогию: накануне Второй мировой войны были такие локальные пограничные конфликты. Так и сейчас мы наблюдаем, что эти конфликты уже стали такой непрерывной цепочкой. Поэтому нужно понять, что следующая фаза — это «горячая война, а вслед за «горячей» войной только два варианта: либо — досрочные парламентские выборы, либо — новые договоренности.

Алена ЯХНО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ