Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Лилея» для Валерия Ковтуна

Завтра знаменитый украинский танцовщик, педагог и балетмейстер, отметит свое 60-летие
20 октября, 2004 - 20:09
ВАЛЕРИЙ КОВТУН В ПАРТИИ КРАССА (БАЛЕТ «СПАРТАК»)

Блестящим мастерством танцовщика Валерий Ковтун прославил не только свое имя, но и киевскую хореог рафическую школу. Критики отмечали высокий исполнительский стиль актера. Его танец отличался академической чистотой, романтичностью, возвышенностью. Замечательные работы он создал в спектаклях «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Лилея», «Шопениана», «Спартак», «Лесная песня» и др. Ковтун и сегодня является одним из самых знаменитых и титулованных наших артистов. Он лауреат Шевченковской премии, народный артист СССР, обладатель премии им. Вацлава Нижинского Французской академии танца.

Ковтунский талант танцовщика, а затем балетмейстера, раскрылся на сцене Национальной оперы Украины. Здесь он был не только премьером труппы, но постановщиком балетов. Тут родился потрясающий творческий и семейный дуэт двух мастеров танца: Татьяны Таякиной и Валерия Ковтуна. Они выступали практически на всех континентах. И везде с триумфом. Валерий Петрович ставил балеты во многих театрах мира. Последние пять лет его имя неотделимо от Киевского государственного академического музыкального театра для детей и юношества, в котором он является главным балетмейстером. Воспитанники Ковтуна выступают во многих коллективах не только Украины, но и за рубежом.

Перед юбилеем «День» связался с Валерием Петровичем, чтобы договориться об интервью, но оказалось, что знаменитый хореограф ныне находится в больнице. Пришлось общаться по мобильному телефону.

— Валерий Петрович, как себя чувствуете? Будете ли присутствовать 28 октября на вечере в Национальной опере Украины, на котором будет показана одна из последних ваших постановок на этой сцене — балет «Лилея»?

— Спасибо, уже лучше себя чувствую. Понемногу поправляюсь. Я перетрудился, и организм дал сбой. Пять лет живу в бешеном ритме. За это время ни разу не ходил в отпуск, и вот результат — оказался в больнице. Но я надеюсь, что к следующему четвергу буду на ногах и обязательно приду в театр. Ведь я отмечаю двойную дату: 60-летний юбилей и 40-ю годовщину творческой деятельности.

Балет «Лилея» для меня знаковый. Я неоднократно танцевал в спектакле как артист, а в прошлом сезоне сделал новую хореографическую версию известного балета Константина Данькевича. В киевском театре «Лилею» ставили несколько раз, но балету не очень везло. Партийных боссов пугала его национальная тематика. Видимо, поэтому дирекция, от греха подальше, спектакль надолго вычеркнула из репертуара. Я значительно изменил сюжет. Ведь первоначально либретто состояло из 10 шевченковских произведений. Я же сделал акцент на самой «Лилее». А из социально-бытового балета, который ставили мои предшественники, поставил философскую притчу о любви.

— Вы долгие годы были премьером, а затем ведущим хореографом столичной Оперы. А в каком балете состоялся ваш дебют?

— Разве это забудешь? 24 декабря 1964 г. я станцевал партию принца Зигфрида в «Лебедином озере». Тогда я еще учился в Хореографическом училище. Наверное, и не представлял, что эта сцена принесет мне не только радости, успех, но и разочарования. Много было сделано и немало пережито. Самому не верится, что с тех пор уже прошло четыре десятилетия...

Вы знаете, по современным меркам, в балет я пришел поздно — в 17 лет. Учился в Днепропетровском театральном училище. Думал, что стану артистом, но педагоги заметили, что мои данные больше подходят для балета. И меня послали поступать в Киевское хореографическое училище. В процессе учебы пришла любовь к балету, и без него я не представлял жизни. Тем, кто мечтает стать академическим танцовщиком, я могу посоветовать: не отступать от намеченной цели, если чувствуете, что без балета не можете жить. В нашей профессии нужно быть одержимым, упорным, трудолюбивым и не пасовать перед трудностями.

— О вашем творческом дуэте с Татьяной Таякиной давно ходят легенды. Вы были самой титулованной и знаменитой парой в украинском балете. А когда родился ваш дуэт? Вы никогда не выясняли отношений: кто из вас большая «звезда»?

— В 1969 г. Таня закончила учебу в Хореографическом училище. Мы попробовали танцевать вместе и получилось замечательно. Татьяна — идеальная партнерша и балерина высочайшего класса.

Через год мы вместе получили свою первую награду на Международном конкурсе в Варне — завоевали третье место. Потом были и другие победы. А наш творческий союз стал и семейным. Мы часто выступали вместе в разных спектаклях не только в киевской Опере, но и на самых престижных сценах Англии, Италии, Польши, Болгарии, России, Югославии, Франции, США, Японии, Дании, Испании и других стран.

Мне повезло, что уже много лет моя жизнь неразрывно связана с Татьяной. Звездной болезнью мы с ней никогда не болели. Мы привыкли советоваться друг с другом, радоваться победам и вместе решать возникающие проблемы: в творчестве и в быту.

— К сожалению, век танцовщиков короток. Вы болезненно расставались со сценой, как солист балета?

— Еще выступая, как танцовщик, я поступил учиться на хореографическое отделение ГИТИСа. Прекрасно понимая, что без балета, даже перестав танцевать, я не смогу жить. Учась, пробовал свои силы, как постановщик, придумывал небольшие номера, композиции. Увлекся и педагогической работой. Ведь в нашей профессии очень важно из ног в ноги и из рук в руки передать свои знания молодым танцорам. А когда получил диплом, то уже имел навыки балетмейстера и педагога. Балет все равно остался в моей жизни, но в другой ипостаси. Наоборот, появилась возможность больше творчески экспериментировать. Кстати, и моя жена из прим балета спокойно перешла в педагоги (Татьяна Таякина много лет возглавляет Киевское хореографическое училище. — Т. П. ) и на этом поприще раскрылся еще один ее талант. Она вырастила целую плеяду замечательных танцовщиков.

— Валерий Петрович, с 1999 г. вы являетесь главным балетмейстером Детского музыкального театра для детей и юношества. Какие последние постановки сделаны для этого коллектива?

— В перестроечные времена я создал Киевский театр классического балета. Мы много гастролировали. Наши постановки получали одобрительные рецензии в прессе. У нас появился свой зритель, а постоянной базы , т. е. крыши над головой, мы долго не имели. Несмотря на финансовые трудности, наш театр продолжал жить, но пять лет назад Минкульт принял решение объединить два творческих коллектива: нас и Детский музтеатр. Тем более, что когда мы соединились, то фактически распалась их балетная труппа (осталось работать лишь 16 танцоров). Мы получили постоянную прописку, восстановили прежний репертуар, добавили свои спектакли и занялись постановкой новых балетов. Сегодня в нашем театре работают прекрасные танцовщики и мы имеем одну из лучших балетных трупп. Театр завоевал международный авторитет. Часто выступает за рубежом. А мои последние работы на сцене Детского музыкального театра: «Золушка» и «Сомнамбула». Есть планы и новых постановок. Выйду из больницы — начну претворять свои идеи в жизнь.

«День» желает Валерию Петровичу быстрее поправиться и чтобы его мечты воплотились в интересные спектакли. Творческих вам побед, крепкого здоровья, неиссякаемой фантазии и постоянных аншлагов на всех спектаклях.

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ