Эта фотография сделана во время съемок «Земли», скорее всего, в селе Яреськи на Полтавщине летом 1929 года. Слева направо: актер Петр Масоха, ассистент режиссера Лазарь Бодик, режиссер Александр Довженко, оператор Данила Демуцкий (вероятный, но не подтвержденный автор снимка), актер Семен Свашенко (исполнитель главной роли).
Уникальную карточку нашел в Музее киностудии имени Довженко и впервые опубликовал кинокритик, главный редактор журнала «Кино-Коло» и ведущий телепрограммы «Аргумент кино» Владимир Войтенко; благодаря его любезной помощи фотография теперь и на наших страницах.
Есть здесь не только архивная ценность. Когда говорят о сегодняшнем, мало кем замеченном празднике, который называется День украинского кино, мне приходят в голову не хрестоматийные сцены из знаменитых, пусть даже гениальных лент, а именно это фото. Вот стоят пятеро парней, сделавших лучший фильм в истории украинского кино. Просто — сделавших украинское кино. Молодые, веселые, уверенные. В белых свободных костюмах, немного похожих то ли на униформу, то ли на «прозодежду» тех лет. Но в принципе это и есть форма, потому что держатся как настоящие вояки на фронтире Дикого Запада, на границе непокоренных краев; еще и главный, Александр Довженко — в по-ковбойски небрежно сдвинутой шляпе. Ракурс очень точный. Вот так, снизу вверх, и нужно показывать героев, рыцарей, первопроходцев, трагических протагонистов и атлантов.
Эта фотография — победа. Это действительно люди на вершине, или люди вершины. Земля поднимается под ними, толкает их в небо, этих удивительных рейнджеров-самураев с заложенными за спину руками; нет у них ни мечей, ни кольтов, потому что им достаточно глаз, чтобы с этой высочайшей горы посмотреть на мир — посмотреть так, чтобы мир в ответ остановился, зачарованный, превратился в кадр, в кинематографический образ и задвигался снова, став таким, каким еще никогда не был.
Наше кино давно отвыкло от высоты победы, забыло само себя. Но я в это не верю, и эти ребята на снимке — также. Присмотритесь: их вершина не позади, а впереди нас.