Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

МАДАМ-ГЕНЕРАЛ

В последние октябрьские дни в театре «Браво» состоялась премьера спектакля «Жозефина и Наполеон»
1 ноября, 2002 - 00:00

Постановку осуществил актер-франковец Владимир Борисюк, который в родном коллективе задействован мало, однако в театре «Браво» это его уже четвертая режиссерская работа. «Жозефина и Наполеон» поставлена по пьесе Иржи Губача «Адъютантша Его Превосходительства». События происходят в последний год жизни императора на острове Святой Елены, где он пребывал в ссылке. Рутинную жизнь узника взрывает появление кухарки, вдовы солдата армии Наполеона, погибшего в сражении при Ватерлоо. Вначале она преследует свои меркантильные интересы: хочет получить компенсацию в 20 тысяч франков за смерть мужа. Но постепенно эта веселая и разудалая корсиканка, ставшая адъютантшей, мадам-генералом в отставке, научит улыбаться императора и радоваться самым обыденным вещам. Пьеса дает повод и посмеяться, и задуматься о бренности бытия, трагических зигзагах судьбы. Еще недавно ты был на вершине славы и успеха, а ныне всеми забытый ссыльный. Спектакль держится на двух интровертных героях: Наполеоне (Георгий Дрозд) и Жозефине, она же Эвлалия (Любовь Титаренко).

Очень точно депрессивное состояние Наполеона передают декорации спектакля, созданные Ларисой Скорик: каземат — бывший хлев. Да, известный архитектор и педагог Национальной академии художеств Украины продемонстрировала еще одну грань своего таланта. Впрочем, Лариса Павловна не новичок в театральной сценографии. По ее словам, еще в 70-е, живя во Львове, она занималась декорациями в различных экспериментальных постановках.

— Прочитав пьесу Губача, мне захотелось теми скоромными средствами, которые имеет театр «Браво», сделать сценографию спектакля, — сказала Лариса Скорик. — Монарх находился в заточении — поэтому все аскетично. Как воспоминание о прошлом, — облезлое кресло, напоминающее трон, подсвечники и свечи — органичный атрибут эпохи начала XIX века. Они, с одной стороны, освещают его безрадостное нынешнее существование, а с другой, — это светлые проблески прошлого. Депрессивное состояние героя решено в темно-зеленой, фиолетовой гамме, с добавлением сиреневого, серого и белого — цветов одиночества. Основной мотив — клетка из цепей, которая то становится казематом, то превращается в люстру. А когда Жозефине удается встряхнуть и вернуть к жизни Наполеона, клетка становится символом несгибаемости духа героя.

В финале Наполеон с грустью признается, что он имел право на счастье, но счастлив так никогда и не был. Иллюстрацией несбывшихся надежд являются мыльные пузыри, которые падают, словно снег, на голову императору.

Итак, театр «Браво» первым показал свою версию пьесы И. Губача. Киевлянам предоставляется шанс познакомиться еще с двумя вариантами — в Русской драме и с работой Театра драмы и комедии на Левом берегу, где ныне полным ходом идут репетиции.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ