Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Магия Шостаковича

14 декабря, 2006 - 19:45
ГОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВЕЧЕРА В ВОСТОРГЕ / АНСАМБЛЬ СОЛИСТОВ «SOLO ПЛЮС» — ОТКРЫТИЕ ВЕЧЕРА ИНИЦИАТОР РОСКОШНЫХ КОНЦЕРТНЫХ ВЕЧЕРОВ В РОССИЙСКОМ ПОСОЛЬСТВЕ ВИКТОР ЧЕРНОМЫРДИН И ОСОБЕННЫЙ ГОСТЬ — ВДОВА КОМПОЗИТОРА ИРИНА ШОСТАКОВИЧ

В эти дни на базе Национальной музыкальной академии Украины состоялась Международная научно-практическая конференция, а в Посольстве России — музыкальный вечер, посвященные 100-летию со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Почетной гостьей и участницей этих мероприятий стала жена композитора — Ирина Антоновна Шостакович. С первых минут встречи она вызывает у людей симпатию своей душевной искренностью и сдержанной интеллигентностью. Последний раз Ирина Антоновна была в Киеве 30 лет назад на премьере оперы Шостаковича «Екатерина Измайлова». Композитор не позволял себе пропускать свои постановки и всегда принимал участие в подготовке новых спектаклей.

Ирина Шостакович выступила с воспоминаниями. А в личной беседе на вопрос: «Вероятно, нелегко было жить с гением?», ответила: «С ним было очень легко. Он был чрезвычайно тактичным человеком. Никогда не считал себя гением. Считал себя таким, как все. Писал о том, что чувствуют все». Вероятно, композитор знал Истину. Хотя верность этой истине дорого стоила в условиях тоталитарного режима и тогдашней идеологии. В таких непростых условиях он жил, творил и «зашифровывал» свои мысли — послание потомкам. В музыкальных произведениях Д. Д. Шостаковича — большое количество музыкальных идиом, калейдоскоп масок, среди которых иногда, в редчайшие моменты, можно разглядеть серьезное лицо самого музыканта. Его излюбленный метод — цитирование: пародийное, пугающее, гротесковое, карикатурное, саркастическое.

Прием в Российском посольстве, который устраивал Виктор Черномырдин, был очень теплым и искренним. Символично, что программа началась с выступления педагогов Киевской детской музшколы №4 имени Д.Шостаковича. Прозвучали вокальные циклы композитора на слова Е.Долматовского в исполнении солистов Национальной оперы Украины Светланы Добронравовой и Тараса Штонды и две части Трио №2 для скрипки, виолончели и фортепиано (Анатолий Баженов, Иван Кучер и Наида Магомедбекова). Финальным выступлением вечера стало исполнение ансамблем cолистов «SOLO Плюс» Концерта №1 для фортепиано с оркестром До минор (в переложении Антона Кушнира для струнного септета, трубы и фортепиано).

Сегодня, когда довольно много пишут и говорят о Шостаковиче, парадоксально сознавать, что он все же был и остается трагической «вещью в себе». В чем-то — зашифрованный, а в чем-то — просто невысказанный. После того, как ошельмовали «Екатерину Измайлову», опер композитор больше не писал. После пресловутых партийных предписаний — спрятал некоторые произведения «в стол» и они пролежали там десятки лет. В учебниках давно уже характеризуют Шостаковича как «классика», однако до сих пор не утихают дискуссии о его творчестве. Музыковеды продолжают критиковать его произведения так, как не смели бы — классиков. И если композиторам Джузеппе Верди и Жоржу Бизе критики «позволяют» свободное отношение к первоисточникам при написании опер, то Шостаковича в этом же — упрекают. А еще говорят, что о гениальных произведениях не спорят. Наоборот. Только гениальные произведения на самом деле способны вызывать горячие дискуссии — такие, как в случае с творчеством Шостаковича. Ведь эти произведения истинны, а понимание истины для каждого свое.

Яна ИВАНИЦКАЯ, специально для «Дня». Фото Бориса КОРПУСЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ