Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Маленькая мечта большого города

Вадим КАРАСЕВ: Киеву надо вернуть Киев...
9 апреля, 1996 - 19:03

Избирательная битва за столицу ежедневно набирает обороты: регистрируются новые кандидаты на пост мэра, вспыхивают политические скандалы, столицу заполонили биг-борды с изображением политиков, претендующих на ключи от кабинета градоначальника. А город тем временем живет своей привычной жизнью, спокойно, если не сказать — равнодушно, реагируя на избирательную суету политиков.

«Город живет, но в нем нет жизни, в городе есть деньги, но они не работают на благо горожан, в городе есть работа, но нет надежды», — озвучивает парадоксы по-киевски известный политолог Вадим Карасев. Эксперт констатирует: Киев сегодня — это всеукраинский шалаш, куда съезжаются за удачей, деньгами и славой. Необходимо сделать город для киевлян, убежден политолог. Есть ли в списке кандидатов на мэрский пост люди, способные вернуть город горожанам? — спросил «День» у Вадима КАРАСЕВА.

— Вадим Юрьевич, на нынешних выборах мэра Киева наблюдатели фиксируют рекордное количество кандидатов. Ваша оценка соотношения по линии «количество — качество»?

— Чем больше количество — тем меньше качество, поскольку тут как раз срабатывает не закон диалектики, а наоборот — переход количества в антикачество. Конечно же, есть в этом количестве топ-игроки, есть игроки второго эшелона, а есть просто технические кандидаты. В чем фишка каждого этого яруса? Безусловными топ-кандидатами или фаворитами являются Черновецкий и Кличко. Кандидаты второго эшелона — это те, кто либо выдвигается партией, либо рассчитывает на определенное количество мест в Киевсовете. Есть надежда на второй тур. Тогда можно между первым и вторым туром отдать свои голоса и получить в обмен райгосадминистрацию, административные должности в Киевсовете и так далее. Кандидаты второго эшелона все-таки будут конкурировать друг с другом и в тоже время — отбирать голоса фаворитов. Это связано с тем, что на этих выборах партии в Киеве провалены, поскольку ни Черновецкий, ни Кличко не являются представителями больших партий, которым, между тем, своих кандидатов выдвигать надо. И вот тут они в определенной ловушке, потому что партия, с одной стороны, не может не конкурировать за столичную площадку, а с другой стороны — однозначных фаворитов у таких партий нет. В БЮТ есть Турчинов, однако его кандидатура вызывает, скажем так, много вопросов. В Партии регионов вообще нет кандидата, причем наблюдаются весьма интересные движения: то якобы выдвигается Горбаль, потом Табачник, потом Табачник снимает свою кандидатуру. Это означает, что партия не имеет стратегии на киевских выборах. У «Нашей Украины», в которой всегда присутствовали полилидерские настроения, тоже проблемы с кандидатом. Поэтому провал партий, отсутствие у партий фаворитов приводит к тому, что партии заполняются вторым эшелоном кандидатов или, скажем, тех партийцев, которые в столице имеют рейтинг (например, Катеринчук), но не имеют такого рейтинга в партии и тем более в масштабах Украины.

Ну, а, задача технических кандидатов — отбор голосов у одного из фаворитов. Принцип какой? У кого есть стабильный электорат, как у Черновецкого, он может не бояться, поскольку у него возможно чуть-чуть «откусить», но немного. А вот чем больше конкуренции на электоральном поле не Черновецкого, тем хуже будет Кличко.

— Виктор Балога обнародовал заявление, в котором призвал БЮТ поддержать кандидатуру Виталия Кличко в качестве единого кандидата от коалиции. Однако депутат от БЮТ Виктор Швец заявил, что соглашением о создание коалиции демократических сил не предусмотрено, что на должность мэра обязательно должна быть выдвинута единая согласованная кандидатура. Господин Швец напомнил, что БЮТ четко определился со своей позицией и будет предлагать своего кандидата на должность мэра «и к расколу коалиции это не приведет, так как она сегодня крепка как никогда». Так есть угроза для коалиции или нет, и почему БЮТ, на ваш взгляд, наотрез отказывается поддержать общего коалиционного кандидата?

— Из заявления Балоги можно сделать два вывода. Первый. Это заявление — тактическое и связано с четким пониманием того, что Тимошенко будет выдвигать своего кандидата. Это значит — тест на готовность и умение Тимошенко играть в коалиционную игру. Вопрос стоит примерно так: если вы «за» коалицию в парламенте, то почему вы «против» коалиции на киевских выборах? Если будет вежливый отказ — кстати, «Вежливый отказ»: была такая рок-группа (улыбается. — Ред. ), это, скажем так, не сыграет в пользу аргументов Тимошенко о сохранении коалиции в Верховной Раде.

А второй момент — он более серьезный и связан с тем, что Секретариат был против перевыборов киевского мэра и Киевсовета, но это не значит, что Секретариат в нынешних условиях выступает однозначно за Черновецкого. Кроме того, это будет накачка новых амбиций команды Черновецкого — команды молодых волчат и волчар, хорошо ресурсно упакованных, с хорошим, я бы так сказал, драйвом. Так вот, возникает вопрос: а не разогреется ли у них аппетит выйти за рамки Киева, тем более, что Черновецкий участвовал в президентских выборах в 2004 году? И хотя имя Черновецкого среди кандидатов президентской кампании сегодня не звучит, он может поломать эту партию, как «темная лошадка», вклинившаяся в марафон. Другими словами, пока что, не имея шансов на серьезную игру, Черновецкий на президентских выборах может выступить серьезным спойлером, то есть кандидатом, который смешивает карты всем остальным игрокам. Поэтому сейчас, наверное, Секретариат выступает за то, чтобы, как минимум, Кличко составил очень серьезную конкуренцию Черновецкому, максимум — смог добиться победы. Но главное, как мне кажется, для тех политических игроков, которые не выступали сторонниками инициативы Тимошенко по перевыборам, заключается в том, чтобы не дать Тимошенко выиграть Киевсовет. А если Тимошенко проиграет выборы — это станет началом ухода от нее электоральной удачи, сопутствовавшей ей на протяжении последних лет.

— А не кажется ли вам, что выборы в Киеве превращаются в «попсовое» шоу. Вот, например, регионал Василий Горбаль, который передумал выдвигать свою кандидатуру на мэрский пост, вчера заявил, что, цитирую: «Партии регионов, чтобы победить на выборах, надо выдвинуть кандидатуру тяжеловеса Владимира Вирчиса. Есть еще претенденты на мэрский пост от «Камеди клаб». Для полного «комплекта» не хватает разве что Верки Сердючки».

— А разве не только киевская, но и вся украинская политика не состоит из опереточных фигур? Так почему бы не довести это до логического завершения, то есть до полного абсурда? Посмотрите внимательно на тех, кто определяет киевскую политику...

— Можно посмотреть и на тех, кто определяет харьковскую политику...

— Знаете, это на самом деле и смешно, и не смешно, поскольку за этими пародийными и водевильными персонажами стоят отнюдь не комичные, а достаточно драматичные последствия для городских финансов, коммунального хозяйства, муниципальной инфраструктуры и так далее.

— Юлия Тимошенко — первый номер избирательного списка БЮТ в Киевсовет, Юрий Луценко — первый в списке «Самообороны». Почему, на ваш взгляд, в партиях наблюдается дефицит лидеров?

— А дело в том, что это невыгодно, потому что может быть, во-первых, перехват лидерства, во-вторых, умными управлять тяжелее. В любом случае легче набрать либо трусливых бизнесменов, либо людей, которые абсолютно преданы лидеру. Кому нужна головная боль? Зачем проводить внутрипартийные дискуссии, интеллектуальные дебаты? У нас же партии строятся либо в старых иерархиях (например, как коммунисты, имея организационное ядро предыдущей партии, предыдущей эпохи), либо на вождистском цементе. В Украине начисто отсутствует интеллектуально-клубное звено или звено единомышленников, и партии фактически играют роль клик. Что такое клика? Клика — форма политического участия, которая структурирует доступ к власти. Поэтому никто не хочет качественного обновления партии. Наоборот: чем меньше будет качественных людей, тем более они будут послушными, дисциплинированными, управляемыми, ими можно будет манипулировать. В итоге видим партийный культ личности. Но это, по сути, культ личности, который делает партию безликой, поскольку лица у партии — идеологического, интеллектуального — как такового нет. Такие партии — это фактически патронажные службы. Есть лидер (патрон), а остальные? Остальные — секретари, охранники, водители, близкие журналисты... Это политические кочевники, которые не имеют своего места и блуждают по институтам власти, то тут прикормившись, то там.

— На днях, в интервью «Радио Свобода» Виталий Кличко на вопрос коллеги Романа Скрыпина, дескать, оппоненты упрекают его в том, что он хороший спортсмен, но плохой хозяйственник, ответил так: «Мы выбираем не директора колхоза, а мэра города Киева». Так вот, отталкиваясь от этой фразы и учитывая нынешние столичные реалии, каковым, на ваш взгляд, является собирательный образ идеального столичного мэра?

— Типаж мэра в кепке и сапогах, который месит грязь на столичных стройках, куда закапываются бюджетные, муниципальные да какие угодно деньги — это сюжет вчерашнего дня. Но и Черновецкий тоже не из сегодняшнего и тем более — завтрашнего. Сегодня, к сожалению, из всех кандидатов в мэры нет ни одного стратега муниципального развития. Нет человека, который вообразил бы себе город мечты. Я уже не говорю о том, что нет человека, который мог бы не просто инвентаризировать проблемы города (дороги, машины, экология и т.д.), а четко выстроить, каким должен быть город, и подобрать под это соответствующую команду. Ну чья команда сегодня представлена специалистами по муниципальному менеджменту, муниципальному моделингу и т.д.?

— А господин Омельченко, который...

— Омельченко — это строитель. Закапывать деньги? Это прошло, поскольку денег сейчас нет. Это, конечно, лучше, чем их просто красть, но закапывать тоже плохо. Надо думать над тем, как заставить деньги работать, и вообще — как заставить город жить. Жизни же в городе нет! В городе есть машины, здания, но нет людей. Люди подавлены табунами машин, «пробками» и выхлопными газами.

— И сидят в офисах с утра до вечера...

— Да, и вот в чем дело: офисы есть, надежды — нет. Городу нужны сегодня не просто политики, и тем более не нынешние политики, нужны городские стратеги, которые могли бы сделать из Киева не всеукраинский шалаш, куда съезжаются все за удачей, деньгами, славой, а сделать город для киевлян. Киеву надо вернуть Киев, потому что сейчас — это не Киев, это какой-то украинско-колхозный Вавилон: смешение диалектов, языков, регионов, городов, поселков и сел.

— Некоторые аналитики прогнозируют такой постизбирательный столичный расклад: Черновецкий становится мэром, не имея большинства в Киевсовете, вследствие чего коалиционеры будут пытаться организовать новые выборы. Это реально с учетом усталости украинцев от выборов, которую фиксируют социологи?

— Это нереальный сценарий, потому что с перевыборами, извините за жаргон, пора завязывать. Какие вероятные сценарии? Первый. Если Конституционный Суд все же вынесет решение не поддерживать императивный мандат, то будет то, что уже было не так давно. Почему? Потому что многие идут в Киевсовет не для того, чтобы работать на киевлян и Киев, а идут работать на себя и для себя, используя Киевсовет как площадку либо для карьерного роста, либо для удовлетворения экономических и жизненных потребностей. Вариант второй (если не сработает первый): будет разведен пост мэра и главы Киевской городской администрации. Последний будет назначен указом Президента, и он будет управлять городом на фоне взаимных блокировок между мэром и Киевсоветом.

— Ваш коллега Владимир Фесенко в интервью «Дню» сравнил нынешние выборы в Киеве с выборами в 2004-м в Мукачево. Можно ставить эти выборы в один ряд по значению?

— Думаю, можно ставить в один ряд, хотя выборы мукачевского мэра — отработка сценария президентских выборов. И если бы тогда дрогнула «Наша Украина» и Медведчук смог бы реализовать свой сценарий, то вряд ли бы оранжевые силы в ноябре—декабре 2004 г. были бы уверены в себе и пошли бы на то, что привело их к победе. Сегодняшняя ситуация в Киеве несколько иная, хотя она также тестовая для Тимошенко, для других команд, которые готовятся в перспективе к президентским выборам. Многие из кандидатов в киевские мэры будут кандидатами на выборах президентских. Так что это тоже своего рода полигон, модельный сценарий, на котором будут отрабатываться технологические, стратегические, спойлерские и прочие матрицы, модели будущих президентских выборов.

КСТАТИ


На должность мэра Киева уже претендуют 110 человек, среди которых два Черновецких

В Киевскую городскую территориальную избирательную комиссию уже подали документы для регистрации кандидатами на пост столичного мэра больше 110 человек. Об этом «Главреду» сообщила глава ТИК Галина Билык. Примечательно, что среди желающих выиграть избирательную гонку оказалось сразу два Черновецких. Эту информацию подтвердила и Галина Билык, уверяя, что имя второго Черновецкого с именем действующего мэра не совпадает.

Наталия РОМАШОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ