...Мне довелось побывать на открытии сквера победы над застройщиками. Это на Пейзажной аллее в Киеве — в его самой старой части, прямо над уже обезображенными архитекторами и строителями летописными урочищами Гончары-Кожемяки, практически в усадьбе Национального исторического музея, у фундаментов Десятинной церкви, четырёхсотлетней липы митрополита Петра Могилы, остатков ротонды княгини Ольги и старинного вала времен князя Кия.
Вот именно там господа-граждане инвесторы должны были построить современное жилищное здание. Пока что у них это дело не выгорело. Люди не дали. Борьба продолжалась долго — не один год. В конце концов, вместо строительной площадки на средства частных лиц разбили сквер.
Так же, как и несколько лет назад, не удалось у инвесторам застроить сквер на улице Березняковской, 12/14, где около полугода строители держали в осаде жителей этого дома, и всё-таки там сейчас вместо втиснутой вопреки всем строительным нормам многоэтажки расположилась построенная властью одна из лучших детских площадок Левобережья. (www.telekritika.ua).
В Киеве «горячих точек», где продолжаются ожесточенные конфликты застройщиков с киевлянами, защищающими свои парки, детские площадки, лесные массивы, острова и берега водоемов, около трех сотен. Победы граждан над застройщиками очень редки, тем большее значение имеет каждое такое событие.
На открытие сквера на Пейзажной аллее собралось немало хороших людей — Борис Олийнык, Юрий Рыбчинский, Наталья Сумская, Андрей Курков, Олег Скрипка, но не было ни одного представителя политических партий и кандидатов в президенты. Не показали носа и представители Шевченковской районной и Киевской городской власти.
Это было настоящее и, к сожалению, теперь уже нетипичное общественное событие. Люди, сумевшие его осуществить, были заряжены еще энергетикой Майдана, верой в способность общества к сопротивлению наглому бесстыдству власти. Исчезающей верой.
Сегодня на подмогу тем, кто защищает историческое лицо города, пришел Кризис. А завтра? Завтра должны прийти уже новые поколения настоящих киевлян, которые будут расти в таких скверах, как созданный на днях на Пейзажной аллее.
Константин СКРЕТУЦКИЙ, скульптор:
— В самом начале моей деятельности работать было ужасно. Условий совершенно никаких. Случалось много всяких непредсказуемых ситуаций. Порой я думал, что этот проект так и завянет. Но со временем, набираясь опыта, становилось все лучше, легче, быстрее. Изначально мы работали на виду, но возникало очень много трудностей: с электричеством, соседями, городскими органами и т.д. Некоторые люди реагировали своеобразно. Ну, как же это так! Их не спросили, и без их разрешения начали что-то делать! Это обычные люди, даже не занимающие административные должности. Возникают такие неприятности все реже и реже. Что касается единомышленников и соратников по ремеслу, есть такой скульптор — Владимир Белоконь. Но мы пока еще не работали вместе. Скажем так, немного не сошлись во вкусах. Но дело в том, что организация коллективных проектов зависит не так от существования единомышленников, сколько от финансовых возможностей организаторов. Пока организатор моего творчества может позволить себе только одного меня. А здорово было бы организовать, например, конкурс. Но это требует более значительных денежных вливаний. Я был бы очень рад, если бы больше людей занимались украшением города. Разными способами. Ведь когда наш Киев наполняется подобными вещами, то и люди становятся веселее, и сам по себе город — чище. Соответственно в нем приятнее находится.
Андрей КУРКОВ, писатель:
— Я очень положительно отношусь к такой инициативе. Мои дети просто обожают это место, посещали бы его каждый день. Такое маленькое счастье: посидеть на этих огромных скульптурах, залезть в пасть котов. Мне кажется, это наилучший скульптурный комплекс Киева. Такие инициативы, акции, творческие воплощения являются одними из немногих примеров, способов того, как можно и нужно спасать зеленые скверы, парки от воинственных застройщиков. Ведь на месте Пейзажной аллеи планировали построить девятиэтажный дом для МИД Украины. Сегодня все усилия направлены на то, чтобы предоставить этому зеленому островку статус официального сквера Киева.
Владимир КОЛИНЬКО, вице-президент организации «Киевская ландшафтная инициатива», меценат:
— Человек очень устал от постоянных поражений гражданской позиции. Если взять даже Киев — протестов достаточно много, а победы можно пересчитать по пальцам. Люди устали постоянно терпеть поражения. Поэтому они, как минимум, замыкаются в себе и принимают безразличную позицию: «Все равно ничего не получится». Против гражданской позиции выступает вся чиновничья машина, все деньги застройщиков, судебная система. Такие победы, даже локального характера, показывают, что, во-первых, что-то можно сделать по-другому, но для этого нужно время и усилие. Второе: я думаю, что в Киеве есть достаточное количество людей, которые и материально, и психологически готовы действовать, но им нужно показать пример. Состоявшийся человек, который не нуждается в материальных средствах, хочет как-то выделить себя в этом мире. Это очень естественная, позитивная, непротиворечивая позиция, которую можно реализовывать. Третье: такие вещи — это как камень, брошенный в воду, от него идут круги, которые также позитивны. Поэтому я считаю, что еще два-три таких крупных прецедента в Киеве — и ситуация начнет меняться. Нам вбивают в голову, прежде всего, опять же чиновники — те, кто на этом зарабатывает, что по-другому развиваться нельзя. Только так, только вверх, только больше квадратных метров. Это рабочие места, это жилье, а все остальное чепуха. Вопрос: для чего собственно надо строить, витает в воздухе. Видимо, для того, чтобы людям стало жить лучше. А что такое лучше? Чтобы человек чувствовал себя комфортно, защищенно, чтобы ему было приятнее находится на улице.
Я — как непосредственный участник оранжевой революции — скажу вам такое: многие не понимают одной простой вещи, что люди стояли за себя. Это было первое проявление гражданской позиции. И если бы произошло вновь такое, я сделал бы то же самое. Поэтому и считаю, что оранжевая революция дала очень мощный толчок многим вещам в разных направлениях. Нужно понять, что это не есть ничье поражение, это победа всех. Потому что это было для всех. Неважно, богатый ты или бедный, где ты сейчас находишься. Это для твоих детей. Человек не может построить персональный рай, это невозможно. Персональный ад можно построить, а рай может быть только для всех.