Представив на второе чтение подкорректировнный проект бюджета-2004, правительство тут же развернуло PR-компанию, направленную на то, чтобы доказать его возросшую социальность. И это можно только приветствовать, особенно в связи с тем, что сделать это (повысить, а также и доказать) не так уж и просто. Как известно, правительство как бы проигнорировало заложенную в закон о бюджете-2003 норму о повышении минимальной зарплаты до 237 гривен (с 1 декабря 2003 года) и предлагает поднять ее только до 205 гривен (с 1 января 2004 года) с восстановлением, начиная с 1 марта 2004 года, межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда работников бюджетной сферы. Словом, представляется, что в этом вопросе правительство делает некий шаг в сторону от решения одного из наиболее проблемных социальных вопросов.
Между тем на вчерашней пресс- конференции в Минфине замминистра Анатолий Мярковский взялся доказывать обратное и перечислил большое количество бюджетных статей, в которых расходы на социальные нужды и социальную защиту растут. Как обобщающий аргумент в этом направлении, была даже названа цифра (52%), дающая представление о социальной слагаемой бюджета. В принципе ее вполне можно зачислить в актив правительства, в один год осуществляющего и пенсионную, и налоговую реформы. Вот только как быть с наименее защищенными гражданами страны, которым по закону было обещано повысить минимум зарплаты с 1 декабря и до 237 гривен, а вместо этого они получат 205 и с 1 января следующего года? И почему у правительства не хватило «социальной направленности» именно на эту статью. Внятного ответа на этот вопрос «День» от замминистра не получил. Определенную ясность внес советник первого вице-премьер-министра и министра финансов Анатолий Лукьяненко. По его словам, тем, кто получает зарплатный минимум и готов упрекнуть правительство и Минфин, следовало бы сделать выбор между большим, но реально не полученным повышением, и реальным. «Мало кто выберет долги», — сказал «Дню» советник второго лица в правительстве. Но с этим можно поспорить, тем более, что нынешним бюджетом правительство всячески демонстрирует свою способность и умение возвращать долги. В число облагодетельствованных таким образом попали чернобыльцы (для них придумана особая адресная схема, предупреждающая воровство), а также шахтеры, которым отдадут и регрессы, и зарплату, и даже бюджетное недофинансирование прошлых лет. Кто против? Но в минувшем году этого не сделали, а делают сейчас. И это, безусловно, хороший предвыборный ход премьер-министра Виктора Януковича, выполняющего свои обещания землякам.
А вот украинским учителям, выдающим «на-гора» будущее нации, никто, кроме закона, выходит, ничего не обещал? Но закон, предусматривающий, что зарплата учителя не должна быть ниже средней по промышленности, не выполняется. Возмущенные работники системы народного образования массово обращаются по этому поводу в суды и получают положительные решения. В результате под угрозу поставлена работа школ страны (суды накладывают аресты на счета, выплачивают долги истцам, тогда как остальные школьные работники остаются без зарплаты). Правительство знает об этой проблеме, но не решает ее бюджетными (социальными) мерами, а идет в обход судебных решений... Вернее, это вынуждены будут делать местные власти, поскольку доходная часть местных бюджетов в бюджете существенно завышена... Об этом заявлял вице-президент Ассоциации городов и общин Украины Мирослав Пицык. Большой и некомпенсируемый ущерб местным бюджетам принесет, по его мнению, снижение до 13% ставки налогообложения с граждан. В результате Пицык считает, что только органы местного самоуправления могут сделать вывод о том, является ли бюджет страны социальным. Пока же их вывод с правительственным не совпадает.
Имеют претензии к уровню социализации бюджета и другие независимые эксперты. Так, советник главы Нацбанка Валерий Литвицкий в комментарии для «Дня» перечислил несколько положительных решений, но отметил, что рост дефицита бюджета, заложенный правительством, не отвечает социальным потребностям страны, поскольку на социальные программы в этой статье заложено всего 50 миллионов. «Маловато будет», — говорит эксперт. Кроме того, по мнению Литвицкого, шаги правительства, направленные на социальную защиту населения, страдают половинчатостью. Так, рост номинального ВВП до 283 миллиардов гривен предусмотрен за счет корректирования показателя инфляции с 6% до 6,7%. Таким образом, всех граждан страны пригрузили инфляционным налогом. «Социальные последствия этого шага будут не в пользу населения», — уверен Литвицкий.