«Думаю, что сегодня многие ребята хотят служить в армии не потому, что так положено. Здесь есть «личная выгода»: армия дает возможность понять, кто ты, чего ты от этой жизни хочешь и что ты в ней можешь. Она учит быть собранным в сложных ситуациях, уметь защищаться и защищать, принимать решения, отвечать за свои поступки»
Народную артистку в последнее время не узнать. Мы привыкли к другому образу — мягкой, романтичной, улыбчивой Степовой, стремящейся к поиску гармонии в себе и окружающем мире. Но после того, как единственный сын стал солдатом срочной службы, в Вале открылся особенный «нерв»: ее голос стал более жестким и твердым, она полна сил, энергии и творческих планов.
Говорят, родить ребенка — это означает дать себе отчет, что отныне твое сердце будет существовать отдельно от твоего тела. Валино сердце сегодня в казармах и на плацу житомирской военной части: там с осеннего призыва в разведроте десантной дивизии служит солдат срочной службы Артем Степовой. Когда сын — студент Киевского циркового училища, сентиментальный, нежный, субтильного телосложения юноша вдруг объявил родителям, что очень хочет стать десантником, Игорь и Валентина, мягко говоря, опешили. Отец пришел в себя первым, и, хоть не очень-то доверял такому скоропалительному решению Артема, его одобрил. Дескать, мужчина должен знать, что есть армейская служба. И сам на следующий день отвез сына в военкомат. Маме пришлось (да и приходится по сей день!) значительно сложнее. Она чувствовала, что, с одной стороны, это — бравада, с другой — желание стать сильным, с третьей — показать, что способен на серьезные поступки. Но малое дело птичку мысли выпустить на волю. За таким решением последует жизнь, о настоящей сути которой сын вряд ли догадывается. А отступать будет некуда. Валентина справилась с материнскими эмоциями, и сейчас, когда многие трудности, сопровождавшие Артема в первые месяцы службы, уже позади, пройдены и пережиты, ее голос тверд:
— Мы не хотели изменять решение сына, хотя могли бы, как вы понимаете, поскольку он учился, была отсрочка… Но, очевидно, Артем почувствовал, что ему необходимо в конце концов сделать шаг во взрослую жизнь самому, без постоянной нашей опеки, контроля. Это было неожиданно, но мы с Игорем с особым уважением стали относиться к сыну и считаем, что он правильно сделал. С одной стороны, как любящая мать, я очень переживаю, молюсь за него. Мы ездили к нему в часть, и я видела, как ему трудно было на первых порах. Сын старательно прятал грусть в глазах, скрывал, что от непривычных нагрузок ноет тело… А сейчас, скажу вам, уже его и не узнать — как-то расширился в плечах, вырос, возмужал. Я горжусь своим сыном, у него правильный настрой. Думаю, что сегодня многие ребята хотят служить в армии не потому, что так положено. Здесь есть «личная выгода»: армия дает возможность понять, кто ты, чего ты от этой жизни хочешь и что ты в ней можешь. Она учит быть собранным в сложных ситуациях, уметь защищаться и защищать, принимать решения, отвечать за свои поступки.
Армейская жизнь сына особенным образом повлияла на Валентину Степову. С одной стороны, народная артистка горит желанием сделать «что-нибудь приятное для солдатиков». Это «приятное» — не что иное, как мечта о своем концертном туре с хорошим оркестром («например президентским») по военным частям Украины. «Как мама солдата, я сумею донести до их сердечек любовь всех матерей», — уверена Валентина. Еще Степова ищет тандем композитора и поэта, которые могли бы написать специальную песню — «душевную, эмоциональную, простую, доступную, чтобы стала хитом, с которым ребятам будет легче пережить тяготы армейской службы». Не секрет, что сегодня репертуар украинских армейских песен скуден: это либо трудные для исполнения казацкие марши, либо аматорские творения, либо римейки из советского прошлого. Понятное дело, писать для солдат — дело хлопотное и невыгодное, но, может быть, найдутся в стране авторы, чьи сердца тоже находятся вне их тела, и тогда Валина мечта осуществится.
Уверенная и энергичная, народная артистка сегодня, как она сама говорит, «готова свернуть горы»: колоссальный прилив сил — сын вдохновил. «Он же там старается преодолевать преграды, и я не должна отставать, чтобы и он мной гордился», — говорит Валентина. Зритель любит Степову — и как оперную исполнительницу, и как певицу, готовую к музыкальным экспериментам, превращению в поп-, рок-, фолк- звезду. Но не желая бороться с «ветряными мельницами», Степова спокойно отнеслась к тому, что нынешнее руководство Национальной оперы, где артистка числится «штатной», уже почти полтора года не дает ей роли — ни новой, ни возможности исполнить партии, на которые раньше толпами шли зрители: Мюзетту в «Богеме», Виолетту в «Травиате», Розину в «Севильском цирюльнике», Церлину в «Дон Жуане». Хотя по контракту — положено. Но в театре, кроме сцены, есть, как вы понимаете, еще и «закулисье», в интригах которого артистке участвовать совсем не хочется. Вале грустно оттого, что встречи с поклонниками своего творчества она переносит в концертные залы, ведь оперная сцена — это ее второй дом. Дом в том глубинном смысле места, где хорошо, и, к сожалению, удается Степовой бывать в нем лишь в исключительных случаях.
Но Валя не отчаивается, только без устали объясняет всем, что никуда, ни в какую «заграницу» не уехала. Хотя могла бы. Причина проста: она любит свою страну. Это раз. А два — она любит украинскую песню. Если бы в ее репертуаре были только оперные партии — да, европейские сцены были бы ей впору. Но Степова — как джаз, который она тоже, кстати, хочет попробовать петь. Джаз в смысле неожиданных импровизаций. Сегодня Валентина, ничуть не убавляя любви к оперному искусству, популяризации классики, ищет пути сочетания ее высокого лирического сопрано с современной музыкой, и даже готова сменить имидж. Например, сегодня ее кумиры — Шер, Шакира… Представляете? Но это не значит — уподобиться кому-то. Валентина Степова сама по себе — уже особый «жанр» и особенное слово в музыкальном мире Украины. И если все будет так, как задумала артистка, то услышать и увидеть ее, новую, можно будет на большом сольном концерте…