Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Матвиенко отдает «шкуру убитой НДП» Пустовойтенко. Добровольно

18 мая, 1999 - 00:00

Хотя начало съезда НДП сразу опрокинуло все прогнозы, которые сводились к «крылатому» эпизоду из известного фильма: «Быстренько — быстренько — быстренько, сама — сама — сама...»

Когда съезд в первый день работы проголосовал за то, чтобы кандидат в президенты определялся в тайном режиме, стало понятно, что контроль номенклатуры за процессом вовсе не такой всеохватывающий, как это казалось. Большой монитор в пресс- центре крупно показывал президиум во время голосования «тайное — не тайное», и наглядные муки Евгения Кушнарева, который душой как бы уже «демократ», а в расчетах — вроде бы еще «номенклатурщик». Он отстраненно держал мандат, смотрел налево, где Пустовойтенко, и слегка подымал руку, потом поворачивался направо, где за «тайное» голосовал даже Иван Плющ, и рука ныряла вниз. Затем Евгений Петрович устремлял взор в зал, и в зависимости от того, видимо, на кого натыкался глазами, рука его делала манипуляции, то медленно ползя вверх, то подрагивая вниз. И это было образом, олицетворением мятущегося «большинства», которое хорошо понимает, что надо бы делать, но очень боится проиграть. Или просто боится...

Результаты голосования — своеобразного теста на расстановку сил — оглушили, кажется, обе стороны. На Валерия Пустовойтенко, сокрушенно качавшего головой, было больно смотреть. А, с другой стороны, Александр Емец, выйдя в сразу же объявленный перерыв в фойе, с легким ошалением в глазах все не мог поверить наблюдателям, что его «меньшинство» получило 52% поддержки по вопросу тайного голосования.

Таким образом, номенклатурный сценарий, по которому «стройся, равнение на Кучму, разойдись», — и съезд укладывается в полдня — дал сбой. И, хотя понятно было, что за ночь, до следующего дня работы съезда, из «резерва» будет поднят весь арсенал воздействия, значения принципиального это не имело. Ну, Кучму протащат — ни ему, ни номенклатуре ни славы, ни пользы. Капитал, который приобретают демократы НДП, намеренные идти в объединительный процесс на правом фланге, куда важнее. Это раз. Демонстрация зыбкости позиций Кучмы даже у «своих», в вертикали исполнительной власти — это два. Отпор методам министра Кабмина Толстоухова (по меткому выражению Артура Билоуса — «татаро-монгольскому нашествию») в проекции на выборную кампанию в целом по стране — это три. Преодоление страха уже не у одного, не двух, не шести членов партии — это четыре.

И когда руховец Черняк, приветствуя с трибуны съезд НДП, говорит, что народные демократы во главе с Матвиенко показали пример открытой, публичной политики, мужественно подняв ее планку — это, может быть, уже есть главный итог...

Журналисты в пресс-центре реагировали на происходящее очень оживленно. Особенно в первый день, когда прозвучали содоклады Евгения Кушнарева и Анатолия Матвиенко, а также речь Валерия Пустовойтенко. И все время шел рефрен: «Как здорово все, только кто об этом расскажет, кроме «Дня»? Это было одновременно приятно и ужасно, поскольку характеризовало одновременно газету и ситуацию в стране. Я предложила коллегам — с именем или анонимно, по желанию — высказать свое мнение о происходящем.

Владимир КОРОЛЮК, «Голос Украины»:

— Все то, что происходит тут, показывает аморальность нынешней власти. При любых раскладах Пустовойтенко обречен на отставку. Но, демонстрируя преданность Кучме, он губит политическую силу, которой доведется расплачиваться за свой сегодняшний выбор на будущих парламентских выборах. Если говорить о выступлении Анатолия Матвиенко, то я должен сказать честно: среди нынешней украинской политической элиты я еще не слышал такого мужественного, точного, конкретного анализа и откровенной речи. Те предложения, которые вносит Матвиенко, — они наиболее оптимальные. Действительно, сегодня речь о Кучме, как кандидате, вести нельзя. Но можно вести речь о двух кандидатах, которые могли бы быть нормальными украинскими президентами — это Марчук и Мороз.

Без имени:

— Выступление Матвиенко было просто блеск. Он сказал то, о чем все молчали на протяжении, как минимум, последних двух лет. И цена его откровенной речи большая потому, что лидер «партии власти» хорошо знает предмет разговора. Блеск! Все ребята с телекамерами в зале пришли к такому выводу.

Лариса ТРИЛЕНКО, газета «Время — МН», Москва:

— Сначала — в общем об НДП. Как мне кажется, единственная ошибка этих ребят, которые все начинали в «демократической платформе» КПСС, — это то, что они пошли за властной конъюнктурой, захотев всего и сразу. И сразу стали суперрадикалами, архилибералами, сверхдемократами. Поэтому мы, народ, им не поверили — нашим вчерашним комсоргам и парторгам. Если бы они прошли реформаторский путь в компартии до конца — мы бы сейчас имели настоящую социал-демократическую партию, которая жизненно необходима постсовковому обществу, а не тот псевдосоциал-демократический позор, который мы имеем сейчас в лице СДПУ(о). И этого я ребятам из НДП простить не могу. А тут происходит следующее. Ясно было, что «торнадо» Матвиенко сдержать было невозможно, иначе бы оно взорвалось в другом месте. Поэтому ему позволили взорваться здесь, в этом зале, крупно обложенном ватой.

Без имени:

— Блестящим было выступление Матвиенко, просто блестящим. И Кушнарев, и Пустовойтенко на его фоне выглядели очень бледно. Их аргументы на фоне его аргументов не идут ни в какое сравнение — это мы слышали по реакции зала, какие бурные аплодисменты во время доклада Матвиенко. И я хочу согласиться с ним — он на последней пресс-конференции выразил надежду, что в партии все-таки есть здоровое ядро.

Владимир СКАЧКО:

— Впервые за все время я зауважал НДП и ее лидера. За то, что он показал реальную картину с номенклатурой в Украине. Он впервые спровоцировал разговор и предложил номенклатуре определиться — какой ей быть: честной или нечестной. Он впервые предложил номенклатуре выбирать между сиюминутными интересами, лизоблюдством и служением стране на перспективу. Более того, на перспективу самих же номенклатурщиков, ибо не все уедут и не всех там ждут. К сожалению, своя рубашка ближе к телу, особенно если она подарена на Банковой. А что касается Матвиенко, мы видим еще одну трагедию честного человека в этой стране».

...Во второй день, после ночи, все пошло «как надо». Поговорили, переголосовали за открытый режим определения кандидата — т.е. за контролируемый. Не услышали, разумеется, глас вопиющего в пустыне — «районщицу» с Черкасщины Светлану Дунец, которая просто умоляла с трибуны: «Люди добрые, что мы делаем, мы ж Кучму дурим — мы поддержим, а кто будет голосовать?!» Не услышали и патриарха с билетом №1 академика Константина Сытника, который простыми словами излагал простое логическое заключение, что Кучма и не мог ничего в стране путевого достичь, потому что «по своей природе, по складу интеллекта, характеру, взглядам и, наконец, действиям сегодняшний Президент не является политиком». «И не ищите того, чего нет — Кучма был и по своей сути остался (конструктором и кандидатом техн. наук) человеком, которому больше присуще удовлетворение от процесса, а не от последствий. Отсюда постоянная суета, которую он затевает между ветвями власти, кто бы их ни возглавлял, нескончаемая игра в дополнительные полномочия, которые, после их получения, совсем не используются, колебание в экономических реформах. Потому что это — и есть процесс, именно это есть внутренняя суть сегодняшнего Президента, иным он быть не может... Давайте, наконец, поймем, что не каждому шапка Мономаха соответствует, не каждому она к лицу, не каждый может выдержать ее давление». Аргументы мудрого Константина Сытника о «начинающем исследователе, который ставит эксперименты ради экспериментов», вызвали типичную «реакцию толпы на ученое слово» — был такой синдром после 17-го года... «Как вам не стыдно?» — спросил позже у зала Владимир Филенко. С таким же успехом он мог бы обратиться к собачьей свадьбе белым днем на центральной улице...

259 голосов из 344 получил в свою поддержку от НДП кандидат Кучма. И просто замечательно, что это случилось после того, как Анатолий Матвиенко задавал съезду вопрос: «Неужели вы не понимаете, что поддержка НДП и других партий, трудовых коллективов, собраний колхозников — а эта волна прокатится по всей стране и будет широко освещаться придворными СМИ — необходима только как фон для масштабной фальсификации? И вы хотите в этом участвовать?» Лидер партии, уходя из нее, сделал все, чтобы предостеречь. Уже вечером в пятницу народ просто тельняшку на груди рвал по телевизору: хлебом не корми — дай Кучму! Среди народа и Игорь Франчук очень убедительно за Кучму хлопотал. И Ефим Звягильский. Ну, этого понять легко: он при Кучме, чтобы безвинно за решетку не попасть, успел по свету помотаться — зачем при новом президенте судьбу испытывать? Непонятно только, почему, если кто-то не хочет на нары, — вся страна должна еще один срок провести у параши?..

Анатолий Матвиенко просил однопартийцев: «Поймите, спасая сегодня номенклатуру, которая обязана подписываться под Кучмой, мы уничтожаем партию. При этом у нынешней номенклатуры перспективы может не быть никакой в любом случае, а у партии она еще есть. Я призываю вас быть честными политиками. В нашей стране это не трудно — конкуренции, увы, почти никакой».

Анатолий Матвиенко предупреждал однопартийцев: «Тем, кого заботит членство в партии, где есть премьер, кто жертвует партией, помогая тем самым премьеру удержаться, хочу сказать: желая всяческих успехов Валерию Павловичу, я совсем не уверен, что в случае нового прихода Кучмы наш премьер не пойдет «под раздачу» — кто-то же должен уйти, унеся на себе багаж недовольства властью, груз экономических неуспехов и провалов. Более того, я так же не уверен, что такое не может произойти перед выборами, как демонстрация решительных действий Президента, которому необходимо будет списать на кого-то собственные грехи. И если кто-то думает, что «карманная» НДП спасет Валерия Павловича от потери премьерского кресла, боюсь, он ошибается. Скорее, наоборот. Нас всех спасет сильная самостоятельная партия. А «карманная» судьба для других — и слава Богу! Уже сегодня видно, что, мертвой хваткой вцепившись за Президента, СДПУ(о) не выпустит его, предложив и членство в своих рядах, и другие условия, от которых невозможно отказаться... И я не уверен, что среди тех, кто сидит в этом зале, есть много таких, кто хотел бы прислуживать «суркисам», «волковым» и тем, кого они приведут с собой. А именно такая перспектива может оказаться целиком реальной, если сегодня партия не поднимется над минутными интересами номенклатуры».

Партия не поднялась. И именно в этот момент, проголосовав за Кучму, она вступила в соучастие в опасной игре под названием «левая угроза»: «Кто толкает Украину к левому реваншу? Причем тактика власти состоит в борьбе с Е.Марчуком и «розовым» А.Морозом путем активного «раскручивания» ультракрасных Н.Витренко и П.Симоненко, с придерживанием в резерве «красного» А.Ткаченко, который готов хоть завтра «сдать» суверенитет Украины, зато удобный, потому что не затрагивает известных всем деловых интересов. Вывод: можно ли расценить иначе, как измену Украине, сознательное намерение вывести во второй тур пару: Кучма и кто-то а ля Лукашенко (читайте: Симоненко, Витренко, Ткаченко) при 63% протестного электората у Кучмы? Кто ответит за такую игру и за ее возможные последствия? Если уж по уму, то лучше рисковать с Морозом или с Марчуком. Боюсь, главным источником «красной угрозы» есть сегодня не КПУ, а именно исполнительная власть, возглавляемая Л.Кучмой, которая допустила такое положение в государстве».

Демократы достойно вышли и из зала, и из игры, превращающейся в преступную. В этот же день они распространили «Декларацию Всеукраинского объединения «Открытая политика»:

«Мы, граждане Украины, члены политических партий и внепартийные, констатируем, что одной из причин глубокого системного кризиса, в котором пребывает Украина, является засилье теневой криминализированной политики, всевластие кланов и олигархов, неподконтрольность властных институций структурам гражданского общества.

Отбрасывая искусственно навязанный нам выбор между реставрацией тоталитаризма и развитием по олигархическому сценарию, мы объявляем о намерении создать Всеукраинское общественное объединение «Открытая политика», главной целью которого считаем борьбу за утверждение в Украине идеалов моральной, социально ответственной, открытой политики...

Мы видим наше объединение одним из субъектов процесса создания мощной правоцентристской партии, которая должна объединить разрозненные сегодня политические силы государственной, реформаторской, рыночной ориентации.

Мы поручаем созданному нами оргкомитету во главе с президентом Института открытой политики, народным депутатом Украины А.Матвиенко подготовить и провести в ближайшее время Уставной съезд объединения».

Кстати, переполненный пресс- центр встретил все покинувшее НДП руководство такими искренними продолжительными аплодисментами, каких большинство политических деятелей не удостаиваются от прессы ни разу в жизни. Старейшине Константину Сытнику аплодировали отдельно. И — стоя.

Татьяна КОРОБОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ