16 апреля 2000 года в Украине состоится всеукраинский референдум. По народной инициативе. С вопросом о наиболее вероятных вариантах народных решений корреспондент «Дня» Наталия ТРОФИМОВА обратилась к руководителю отдела социально- политических исследований Центра социальных и маркетинговых исследований СОЦИС Александру СТЕГНИЮ :
— Выскажет ли население недоверие Верховной Раде 14 созыва (в этом смысл первого вопроса будущего голосования)?
— Несмотря на то, что выборы в парламент состоялись совсем недавно, уровень доверия народа к Верховной Раде, как показывают эмпирические данные, по-прежнему остается очень низким. Посему на волне негативного отношения люди, вполне возможно, проголосуют за досрочный роспуск.
— Второй вопрос о праве Президента распустить ВР, если на протяжении одного месяца она не смогла сформировать постоянно действующее парламентское большинство или в случае неутверждения ею на протяжении трех месяцев госбюджета.
— Этот вопрос очень связан с первым, поскольку субъект ответственности и недееспособность ВР позволяет Президенту страны пойти на такое решение. Большая часть населения воспримет это как наведение порядка (аналогичное происходит у нашего северного соседа — России). То есть существуют предпосылки для позитивного решения этого вопроса. Для того, чтобы понять, что такое решение может привести к ущемлению демократических свобод и «социализму» в стране, населению нужен определенный уровень политической культуры.
— Как может быть решен вопрос о депутатской неприкосновенности?
— Здесь солидарность общественного мнения чрезвычайно высока. Она берет свое начало еще с советского времени и понятия уравниловки — депутаты тоже должны быть равны со всеми, и если они нарушают законы, они должны «привлекаться». Голоса, которые будут раздаваться «против», в частности правых партий, которые говорят, что это опасно, и тех депутатов, которые боятся, что это станет возможностью расправы с неугодными, наверняка, будут заглушены большинством тех, которые будут кричать «ура».
— Как, по вашему мнению, будет решен вопрос об уменьшении количества депутатов с 450 до 300?
— С точки зрения здравого смысла и расходов (чем меньше депутатов — тем меньше расходов на бюрократию), вопрос может быть решен позитивно. Но это, если речь идет о простом сокращении, а не о сокращении только депутатов первой палаты. Многое зависит от того, как это будет подано СМИ.
— А вопрос о двухпалатном парламенте?
— Это сложно. Если в предыдущих четырех нетрудно угадать логику массового сознания, то здесь многое зависит от того, как будет подано то, для чего нужен двухпалатный парламент. Если для улучшения положения в стране и более эффективного управления без увеличения аппарата, то это будет позитивное решение. Но если двухпалатный парламент вызовет расширение количества депутатов, то возможно негативное решение.
Тут есть еще один интересный момент — как будут голосовать в регионах? Региональные элиты будут заинтересованы в позитивном решении, потому что у них появится свой представительный орган. В этом случае голосование в столице и крупных мегаполисах может отличаться от голосования в регионах.
— А как насчет возможного мнения избирателей, относительно Конституции, принимаемой только на референдуме?
— Опять-таки, если это возможность принятия участия народа в решении таких вопросов, то ему будет очень импонировать, что с его мнением считаются. Это дает предпосылки для позитивного решения. Но есть контраргумент: сколько будет стоить референдум? Есть данные, что он будет стоить минимум 80 миллионов гривен. В пятницу в беседе с одним из дипломатов меня спросили: «А откуда у вас такие деньги?» Это очень жесткий контраргумент.
— Насколько компетентен украинский избиратель в этих вопросах в нынешних условиях?
— Я думаю, уровень компетенции нашего народа очень низкий. Речь идет, скорее, об эмоциональном настрое, ситуативном настроении, которое будет превалировать и, с этой точки зрения, решение будет неконструктивным. Понятие политической культуры — это феномен общественной жизни и социальной организации общества. У нас нет опыта демократического общества. Но это не значит, что власть не имеет права инициировать референдум. Другой вопрос: насколько это будет продуктивно? Насколько, в данном случае, компетентно общественное мнение вообще? Здесь я, к сожалению, пессимист: все зависит от того, как обработают общественное мнение. Многие из нас голосуют не по убеждениям, не по целесообразности, а ситуативно. А вообще «механизм» уже запущен, и в такой ситуации в нашей стране общественное мнение большой роли уже не играет.