Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Места захоронения могут много рассказать о живых

О культуре отношения к Памяти
18 апреля, 2011 - 20:24
ПЛЕНЕННЫЙ АНГЕЛ / ФОТО КШИШТОФА ХЕЙКЕ ИЗ ФОТОАЛЬБОМА «ЛЫЧАКОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ», 2002 г.

Человек живет до тех пор, пока о нем помнят. Традиция присматривать за могилами родных и близких — одна из самых сакральных, самых человечных и самых содержательных из всех существующих. Наши предки считали, что род нас защищает, помогает, руководит нашими поступками — чтобы мы выполняли свою миссию в жизни и не сбивались с дороги. В местах покоя, около могил мы задумываемся, что мы — только часть большого дерева рода, видимая часть.

Поэтому показателем развития, гуманности и зрелости общества, кроме отношения к людям преклонных лет и к животным, есть и отношение граждан к памяти умерших. А об этом красноречиво говорят наши кладбища — их вид, обустройство, то, как ведется уход за могилами, в конечном итоге, возможность заказать ритуальные услуги и цены на них. Потому что одно дело, когда из кладбища делают музей-некрополь, как во Львове — чтобы люди имели возможность и в таких местах познавать и расти духовно, — другое дело, когда практически на могилах строят шашлычные (и такие случаи есть в Украине). И одно, и другое — с разрешения местных властей.

К сожалению, в большинстве случаев власть вспоминает о кладбищах и выделяет на их нужды средства перед Пасхой, а должна была бы вестись целенаправленная политика по предоставлению ритуальных услуг и уходу за территориями. Вопрос обустройства кладбищ и всего, что связано с ритуальными услугами, в настоящее время является актуальными практически для всей Украины, особенно — в больших городах, таких как Киев. По информации первого заместителя главы Киевской городской государственной администрации Александра Мазурчака, в настоящее время в Киеве насчитывается 29 кладбищ, однако открыто из них лишь одно. Остальные являются полузакрытыми, на которых хоронят только ветеранов войны или людей, имеющих заслуги перед государством или городом. В связи с нехваткой земли для захоронения, в городе начался резкий рост коррупции в сфере ритуальных услуг, и рост цен на эти услуги. По его информации, в Киеве остались возможности для захоронения умерших на 1,5—2 года.

Чтобы как-то сохранить контроль над ситуацией, управление ритуальных услуг Киевской городской госадминистрации планирует создать электронную базу мест захоронений на городских кладбищах и открыть Похоронный дом, который будет предоставлять ритуальные услуги. «Мы разрабатываем предложения по созданию Похоронного дома. Его планируется создать на площади административного здания, сооружаемого на территории мемориала «Лук’янівський заповідник» и на базе ритуальной службы Спецкомбината. Здание Похоронного дома даст возможность сосредоточить в одном месте по принципу «единого окна» службы, которые будут проводить оформление захоронений, предоставлять ритуальные услуги, предлагать ритуальную атрибутику. Мы полностью составили электронную базу захоронений. В дальнейшем этот электронный паспорт с целью, в частности, сделать невозможными злоупотреблений, с которыми мы сталкиваемся при подзахоронении», — сообщил начальник управления ритуальных услуг КГГА Борис Фролов. Вместе с тем, глава КГГА Александр Попов уже дал поручение выделить 1 миллион гривен для обеспечения благоустройства киевских кладбищ и могил участников Великой Отечественной войны.

ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ ПРОГУЛИВАТЬСЯ ПО КЛАДБИЩУ БЕРЕТ НАЧАЛО ИЗ ЛЬВОВА

Самым известным и самым старым во Львове является Лычакивское кладбище. Как рассказал «Дню» директор музея-заповедника, кладбище официально открыли в 1786 году. Назвали по местности, на которой оно расположилось. Сразу после открытия кладбище стало элитным. Хоронили здесь известных политиков, деятелей культуры, духовенства, военных, правительственных чиновников и богатых купцов города, который стал столицей Королевства Галичина и Галицко-Волынского княжества (Lodomerija).

Прошли века, но до сих пор не выяснено, почему известные люди предпочитали при захоронениях именно территорию с названием «Личакїв», вкладывая колоссальные средства в памятники и превращая кладбище в музей-некрополь. Многие строили себе надгробные памятники еще при жизни, в частности армянский архиепископ Самвель Кирил Стефанович, который, имея 75 лет, воздвиг каменную скульптуру на месте могилы и потом 28 лет за ней ухаживал (умер в возрасте 104-х лет).

В 1856 году по поручению Львовского магистрата один из лучших садовников К. Бауэр спланировал на кладбище аллеи и дорожки, придав ему признаки роскошного парка. С тех пор местная публика имела привычку приходить сюда на прогулки («Личаків» стал во Львове вторым местом после Стрыйского парка по числу посетителей). «Такая традиция действительно существовала! — рассказывает заведующий научным отделом «Личаків» Михаил Нагай. — Причем львиную долю любителей прогуляться между могилами составляли не родственники умерших и даже не туристы. Это были рядовые горожане, которые не только сами приходили сюда — на прогулку, но и приводили гостей!». По мнению Игоря Гавришкевича, именно на Лычакове впервые вошли в привычку прогулки по кладбищу, «а в Европе такая традиция появилась значительно позже».

Надгробия на Лычакове создавали в разные времена Гартман Витнер, братья Шимзеры, Парис Филиппи, Павел Эвтелье, Абель Мария Перье, Генрик Перье, Юлиан Марковский, Григорий Кузневич и другие. А несколько последних десятилетий здесь работали Евгений Дзындра, Эммануил Мыско, Лука Биганич, Яков Чайка, Теодозия Бриж, Михаил Посикира, Дмитрий Крвавич, Ярослав Скакун... Всего же на Лычакове свыше 300 тысяч захоронений, разбросанных на 42 гектарах. Здесь похоронены Иван Франко, Маркиян Шашкевич, примадонна европейской оперы Саломия Крушельницкая, композиторы Станислав Людкевич и Анатолий Кос-Анатольский, историк Иван Крипьякевич, художник Олекса Новакивский... Есть склеп Виктюков, где покоятся отец и мать московского режиссера. Нашли на «Лычакове» последнее пристанище композиторы Владимир Ивасюк и Игорь Билозир, журналист Александр Кривенко, певец Иван Мацялко, тележурналист Неонила Братунь-Шпакивская, историки Ярослав Дашкевич и Ярослав Исаевич.

Ежегодно Личакивское кладбище посещают свыше 100 тысяч человек — говорим о гостях Львова. Относительно львовян — родственников умерших, то, по словам Игоря Гавришкевича, многих он знает в лицо, потому что приходят к могилам чуть ли не ежедневно: «И это не касается только тех, кто имеет недавно умерших, — по крайней мере, раз в неделю наведываются и к тем, кто ушел на тот свет очень давно». Да и в целом, по мнению директора кладбища, сохранение памяти является святым понятием для жителей Западной Украины. А особенно много людей на кладбище в поминальные дни — на Троицу и 1 ноября, которое является для галичан днем Всех святых — чистой и светлой памяти умерших. К слову, в поминальные дни администрация кладбища заботится о том, чтоб были возложены цветы на могилы известных людей, а лампадки зажигают на всех могилах. Кладбище ухожено. Для тех, что по различным причинам не может посещать родные могилы, администрация кладбища предлагает заключить долгосрочные (на двадцать лет) соглашения на уход за могилами.

Помогает Лычакову и Международное волонтерское движение — приводят в порядок склепы и прилегающую территорию добровольцы со всего мира. Также на кладбище уже три года подряд работают польские и львовские реставраторы, которые за средства министерства культуры Польши восстановили 16 надгробий. «И это очень качественная работа», — отмечает И. Гавришкевич.

К услугам посетителей — электромобиль. Для туристов — это платная услуга, а для пожилых львовян, особенно для тех, чьи родственники похоронены в глубине кладбища, — проезд к могиле бесплатный.

Для качественного обслуживания туристов в музее-заповеднике «Личаківський цвинтар» создан научный отдел. Причем посетителям предлагают не только дневные — и ночные экскурсии, на которые, как ни странно, записывается довольно много людей.

ДНЕПРОПЕТРОВСКУЮ ЭЛИТУ ХОРОНЯТ НА ЗАДВОРКАХ АВТОМОЕК

Запорожское кладбище, расположенное на южной окраине Днепропетровска, нередко сравнивают с известными столичными некрополями. Здесь, начиная с брежневских времен, вечный покой обрели многие представители днепропетровской номенклатуры, герои войны и труда, руководители промышленности, академики и конструкторы, выдающиеся артисты и спортсмены. Несмотря на то, что элитное кладбище уже закрыто и напоминает старинный парк, на нем и сейчас по особым случаям хоронят известных людей. Днепропетровцы помнят, как в конце 90-х здесь прощались с легендарным директором «Южмаша» Александром Макаровым. За гробом патриарха отечественного ракетостроения шли руководители Украины во главе с президентом Кучмой. На центральной аллее, которая начинается у входа на кладбище, лежат люди, создававшие славу Днепропетровска. Правда, место их упокоения в последнее время выглядит все неприглядней. При попустительстве городских властей подступы к кладбищу превратились в масштабную стройку коммерческих объектов. Теперь вход на него украшают мойки, заправки, химчистки, мастерские автосервиса и даже кафе-шашлычная.

В течение многих лет возле ворот Запорожского кладбища, обрамленных античными колонами, можно было прочитать изречение классика о том, что уважение к «отеческим гробам» — показатель человеческой культуры. Сегодня эту табличку убрали с глаз долой, очевидно, чтобы не смущала. А началось все с того, что десятилетие назад предприимчивым дельцам приглянулась... кладбищенская остановка. Кирпичное строение с навесом от дождя переоборудовали в торговую точку. Вскоре круглосуточную палатку облюбовали выпивохи и криминальные элементы. После того, как у кладбищенских ворот появились столики и скамейки, популярное кафе получило в народе название «Кресты». Через некоторое время его хозяева возвели капитальное строение и высокий забор из красного кирпича. Из-за него неслись нетрезвые голоса, громкая музыка и перезвон игральных автоматов. Вскоре возле веселого кафе на обочине Запорожского шоссе начали останавливаться машины, что привело к появлению автосервиса. Водителям предлагался целый набор услуг — от заправки и смены масла до регулировки колес и мытья машин. Для строительства первой автомойки потребовалось частично разобрать кладбищенскую стену. Однако это было лишь начало — вскоре стену снесли совсем. Вдоль шоссе вырубили десятки деревьев, а экскаваторы и бульдозеры принялись рыть огромные рвы и котлованы. Все лето над Запорожским шоссе и стоящими рядом жилыми домами кружила кладбищенская пыль. Пришельцев ничуть не смущало соседство могил и памятников, хотя работы велись в санитарно-защитной зоне. На возмущенные расспросы горожан районные чиновники лишь пожимали плечами, давая понять, что вопрос о строительстве решен наверху. Мэр города Иван Куличенко пояснил, что сооружение объектов автосервиса должно украсить въезд в Днепропетровск, поскольку архитекторы сочли его «неэстетичным». Кроме того, Иван Иванович не видит ничего плохого в том, чтобы транзитный транспорт заезжал в город помытым. Правда, сам въезд в Днепропетровск и символический знак с двумя орденами находятся за километр до кладбища. Несмотря на масштабность проекта, городской голова не смог вспомнить его деталей, как и того, кому отдали под застройку кладбищенскую землю.

Такая же амнезия охватила и депутатов Днепропетровского горсовета, без решения которых не обходится ни один землеотвод или аренда. Смутно припоминает сам проект строительства автомоек лишь бывший глава постоянной комиссии по вопросам ЖКХ, коммунист Сергей Воробьев. Однако и он не может определенно сказать, кто из его коллег лоббировал в депутатских кулуарах оригинальную идею кладбищенского строительства. Внести некоторую ясность помог журналистский запрос в земельное управление горсовета. Из выданной справки следует, что земля возле кладбища выдавалась в аренду двумя участками по 0,5 и 0,4 гектара — слева и справа от центрального входа. Договоры на аренду заключались дважды, но в июле 2010 года их срок истек. Участки облюбовала фирма с ничего не говорящим названием, которая зарегистрирована в квартире жилого дома в центре Днепропетровска. В справке говорится, что один из наделов предоставлен «для проектирования и строительства строения коммерческо-бытового назначения», второй — вообще для возведения «части строения». Что и к чему будет пристраиваться — понять сложно. Однако обращает на себя внимание то, что, по данным земельного управления, «никаких других решений о передаче земельных участков не принималось». То же самое смогли подтвердить и в ГлавАПУ, где нашли лишь два согласованных проекта строительства. Получается, что все остальное появилось самочинно, хотя у кладбищенских ворот много лет подряд моют и ремонтируют машины, торгуют спиртным и жарят шашлыки.

Вообще все, что творится вокруг кладбищ Днепропетровска, не может не удивлять. Известно, что в городе насчитывается 49 официальных мест захоронения, но лишь 7 из них — действующие. Несмотря на это, рассказывает главный инженер КП «Ритуальная служба» Днепропетровского горсовета Виктор Олиферов, закрытые кладбища продолжают использовать представители частного бизнеса. По официальным данным, ежегодно в миллионном Днепропетровске умирает около 15 тысяч жителей, но только треть из них обретают место упокоения с соблюдением всех формальностей. Сегодня даже милиции трудно установить место погребения того или иного человека. Пять лет назад городские власти наконец-то спохватились и решили восстановить собственную ритуальную службу. Прежнее коммунальное предприятие в эпоху «прихватизации» перешло в семейный бизнес одного из областных чиновников вместе с техникой и зданиями. Кроме того, в городе действует около сотни похоронных фирм, ведь этот бизнес дает неплохую прибыль. Коммунальщики утверждают, что на многих кладбищах Днепропетровска царит настоящий «беспредел». Родственники усопших запросто могут обнаружить на привычном месте чужую могилу. Из-за отсутствия охраны крадут металлические кресты и ограды, а также гранитные памятники, которые шлифуют и снова продают очередным клиентам. За сохранность могил практически никто не отвечает, а все попытки ввести компьютерный учет или выдачу свидетельств на захоронение встречают мощное сопротивление. Деловые люди давно оценили, что земля на кладбищах — не простая, а золотая. К тому же кладбищенские территории и их границы — понятие растяжимое, особенно, если они не внесены в земельный кадастр. Руководители КП «Ритуальная служба» считают, что в такой обстановке многие места упокоения напрямую угрожают здоровью и безопасности живых людей. Прежде всего те, что расположены возле водозаборов или подвержены влиянию грунтовых вод. Проблема может возникнуть и искусственно, если на кладбище или рядом с ним находятся предприятия, которые в больших количествах потребляют и сбрасывают воду — например, автомойки. Подобная идея никому и в голову не придет где-нибудь в цивилизованной стране, но только не в Украине

Между тем, попытка получить информацию в городской санэпидстанции привела к любопытным результатам. В ответ на запрос сотрудники СЭС дали бодрое заключение о том, что размещение на территории санитарно-защитной зоны предприятий обслуживания и торговли «не является нарушением требований санитарных правил». По их данным, проектная документация на строительство «объектов общественного назначения» вдоль Запорожского шоссе и в районе кладбища в свое время была согласована с санитарными органами. В целом, в районе кладбища ничего тревожного не наблюдается. «На автомойке ЧП Калашникова согласно проекту предусмотрен оборотный цикл водоснабжения, — сообщается в документе. — Мойка ООО «Эдельвейс» имеет водонепроницаемую емкость, вода из которой вывозится по договору с ЗАО «Днепрокоммунтранс». Фактов попадания сточных вод в могилы и водопроводную сеть не установлено». Однако такое заявление выглядело убедительным только на первый взгляд. Ведь подтвердить эту информацию документально санитарные врачи так не смогли. Сами коммунальщики, услышав о том, что они вывозят цистернами воду с автомоек, сначала сильно удивились. Да и соответствующий договор, предоставленный ООО «Эдельвейс», выглядел довольно странно. Получалось так, что за девять месяцев машина с цистерной от «Днепрокоммунтранс», судя по размерам оплаты, должна была совершить всего... две ходки. Санитарные врачи так и не смогли получить акты выполненных работ и удовлетворились устными объяснениями. Кроме того, никаких документов им не предоставили на автомойке ЧП Калашникова, и такая беспомощность СЭС просто поражает. Так или иначе, но убедительной картины санитарного благополучия увидеть на деле не удалось. Правда, сотрудники СЭС пообещали навести порядок и даже обратиться в милицию, но верится в это с трудом. Тем более, что количество автомоек возле кладбища, судя по всему, будет только увеличиваться.

Между тем, внимание к работе подобных объектов возле Запорожского кладбища и на жилмассиве «Тополь» должно быть просто исключительным. Тринадцать лет назад этот микрорайон прогремел на всю Украину и за ее пределами. Тогда из-за преступной халатности коммунальных служб под землю неожиданно провалился девятиэтажный жилой дом, а затем школа и детский садик. Впоследствии выяснилось, что под ними образовался гигантский плывун. Лессовый грунт, на котором стоит жилмассив, превратился в грязевую жижу в результате регулярного подтопления из дырявых коммуникаций — водопровода, канализации и теплосети. Впрочем, как утверждают специалисты, к аналогичным последствиям могут привести и автомойки, если жестко не контролировать поступление и сброс использованной воды. Стоит ли говорить, что возведение подобных объектов, кроме технических и санитарных проблем, имеет еще и морально-этический аспект, который игнорируется в днепропетровской мэрии. Ведь на Запорожском кладбище лежат соотечественники, пусть и из «бывших», но имеющие немало заслуг перед родным городом и страной. В свое время, благодаря энергии директора завода «Южмаш» Александра Макарова в Днепропетровске были построены Ледовый дворец, стадион «Метеор», театр оперы и балета, а также целые микрорайоны жилья. Рядом с могилой этого авторитетного руководителя стоит памятник выдающемуся конструктору ракетных двигателей Василию Буднику. С другой стороны лежит в сырой земле известный футбольный тренер Евгений Кучеревский, погибший в автомобильной катастрофе. Недалеко возвышаются мраморные надгробья руководителей прокуратуры, чьи коллеги не могут не видеть того, что творится на Запорожском кладбище. Наконец, здесь же в братской могиле погребены останки подпольщиков и партизан, расстрелянных в годы войны. Все они заслужили уважение и покой. Однако из-за ненасытной жадности днепропетровских чиновников и дельцов их могилы теперь оказались на задворках коммерческих объектов.

ЛЮТЕРАНСКОЕ КЛАДБИЩЕ В ЖИТОМИРЕ — МЕСТО, ЗА КОТОРОЕ ЖИТОМИРЯНАМ ДОЛЖНО БЫТЬ СТЫДНО

Есть сентенция — тем, кто отошел в лучший мир, безразлично, что делается на их могилах. Справедлива она или нет, сейчас не об этом речь. Важнее другое — отношение к местам захоронений давно является мерилом человечности, нравственности, цивилизованности сущих в определенное время и в той или иной стране. Независимо от того, в какого Бога кто верит и верит ли вообще.

...По данным историко-краеведческих исследований, в развитие духовной жизни и культуры Житомира большой вклад внесли немецкие семьи — Арндты, Шеделы, Дорны, Зельтманы, Зиферманы, Баумгартены, Тайберы, Паппенгуты, Глазеры, Эншы, Миквицы и многие другие представители этого народа. Иван Максимилианович Шодуар — последний из рода баронов Шодуаров, получивших этот титул от баварского короля Максимилиана-Иосифа, — был известным меценатом. На его средства существовали научные, культурные, спортивные, религиозные учреждения. Из выдающихся деятелей более близких времен, имеющих немецкие корни, всемирно известное имя уроженца Житомира, гениального пианиста Святослава Рихтера.

Законы жизни неизменны — в XIX веке в Житомире рядом с Католическим кладбищем появилось Лютеранское кладбище, где упокоились те, кто исповедовал эту веру. Прежде всего, это были представители немецкой общины. Как рассказал автору известный краевед Георгий Мокрицкий, здесь в разные времена были похоронены уже упомянутый барон Иван де Шодуар, бабушка Святослава Рихтера Елизавета Рейнке, генерал от инфантерии Отто Дуве, другие люди, которые с помощью своей деятельности оставили заметный след в истории города и края. Однако потомков старинных немецких семей в Житомире практически не осталось, следовательно, хлопоты по присмотру за их могилами должна была взять на себя местная власть. Да и по закону это является ее прямой обязанностью. Но сейчас кладбище представляет собой жалкое зрелище — территория в полгектара, где заметны признаки захоронений, отгорожена лишь полуразвалившимся забором от Католического кладбища, со стороны прилегающих улиц никакого ограждения нет, склепы (автор насчитал их четыре, хотя, возможно, их больше) полностью разграблены и разрушены, в одном из них на дне лежит раскрытый гроб, под некоторыми могилами выкопаны ямы (кто-то в костях мертвых искал сокровища), часть гранитных обелисков с надписями на немецком языке (как положено, имена умерших, даты рождения и смерти) разрушены, есть вывернутые из земли постаменты, среди памятников и могил — кучи мусора, и все поросло густым кустарником, через который придется буквально пробираться. Похоже, что летом, когда все закрывает листва, эту территорию используют в качестве места для интимных свиданий и как общественный туалет.

Местные краеведы, представители немецкой общины города уже давно пытаются добиться от власти, чтобы она навела порядок на кладбище. Лет семь тому назад тот же Г. Мокрицкий со студентами строительного техникума сделал геодезическую съемку его территории. Но кладбище официально будто и не существует на карте города. Об этом говорили автору и известный краевед, и господин Владимир Пиньковский, который возглавляет Житомирскую областную немецкую общину Видергебурт. Мы, говорит глава немецкой общины, давно привлекли бы украинских и немецких спонсоров, однако границы кладбища не определены, нет документации на выделение земли. Г. Мокрицкий также рассказал, что Николаус Арндт, потомок известного немецкого рода и председатель исторического общества «Волынь» (Германия), был готов профинансировать установку ограждения, если бы было определено, где ее ставить. Потому что на кладбище наступают дома местных жителей, проживающих рядом, там появились даже свинарники. На свое письмо, направленное летом прошлого года городскому голове Житомира (тогда эту должность занимала Вера Шелудченко), В. Пиньковский получил ответ за подписью заместителя городского головы Александра Марцуна (в настоящее время он занимает должность начальника управления коммунального хозяйства горсовета), в котором, ссылаясь на финансовый кризис, говорилось, что выполнить работы по землеустройству закрытых кладбищ за счет местного бюджета нет возможности. Кроме того, указывалось, что коммунальное предприятие «Специализированный комбинат коммунально-бытового обслуживания» обязан оградить Лютеранское кладбище в существующих пределах. Однако речь об этом кладбище ведется давно, в том числе и тогда, когда кризисом не пахло, но дело не продвинулось ни на шаг. По состоянию на апрель нынешнего года никакое новое ограждение не появилось. Члены местной немецкой общины несколько лет назад своими силами убирали мусор, но там снова скапливались горы отходов. Автор спросил В. Пиньковского прямо — почему бы наряду с решением проблем с местной властью житомирским немцам не взять под свою опеку кладбище, таким образом, кто-то деньгами, кто-то собственным участием мог бы посодействовать тому, чтобы место выглядело более ухоженно? И для того, чтобы оградить и убрать кладбище, вырубить кустарники, поговорить с жителями соседних домов об уважении к памяти умерших, много средств не нужно, была бы добрая воля. Тот заверил, что соответствующие акции планируются. Представители мэрии признают существование проблемы. В частности, уже упоминавшийся А. Марцун для «Дня» отметил, что за Лютеранским кладбищем закреплен дворник (выходит, что сделано это формально. — В. К.). Начальник коммунальной службы также сокрушался, что никаких средств на санитарное содержание этого кладбища, текущий ремонт забора городским советом не выделялось.

Есть у городской власти и другой аргумент — мэр Житомира Владимир Дебой публично жаловался, что до лета может быть занята вся территория главного городского кладбища на Корбутовке, подготовленная для захоронений. Католическое кладбище, похоже, ожидает лучшая участь — в конце марта во время визита в город генерального консула Республики Польша в Виннице Кшиштофа Свидерека представители мэрии заверяли, что поддерживают предложения польской общины города о предоставлении ему статуса памятника архитектуры, поскольку оно является одним из четырех наибольших польских кладбищ в мире. Похоже на то, что месту вечного покоя немцев не повезло — высоких заместителей не нашлось, а немецкая община и мэрия общий язык никак найти не могут.

Оксана МИКОЛЮК, Татьяна КОЗЫРЕВА (Львов), Вадим РЫЖКОВ (Днепропетровск), Валерий КОСТЮКЕВИЧ (Житомир), «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ