К 50-летию Киевского метрополитена объявлен конкурс. Каждый может написать сочинение на тему: «Я люблю метро» и до конца декабря прислать в главный офис на проспекте Победы. Победителей поощрят юбилейным проездным (интересно, на какой срок?) и другими ценными подарками.
Любовь, как известно, чувство амбивалентное. Поэтому прежде всего стоит определиться с тем, что я не люблю.
Итак.
Я не люблю метро за его полный и бесстыдный монополизм, позволяющий делать с нами, пассажирами, все что заблагорассудится.
Не люблю метро за аферу с проездными, начавшуюся еще в прошлом году. Тогда, напомню, с 1 декабря цены за проезд резко возросли и ввели годовые проездные, которые начинали действовать с момента первого прохода через турникет. Собственно, те, кто ездит в подземке каждый день (а таких в столице немало), стали пользоваться новыми проездными с того же 1 декабря. В этом году выяснилось: не только цена на годовые увеличилась почти в три раза (с 365 до 910 гривен), но и введены фиксированные даты использования проездных — жестко с 1 января по 31 декабря СЛЕДУЮЩЕГО года. А что делать весь текущий месяц, ведь вчера, 1 декабря, старый проездной закончился? А ничего. Покупать отдельный месячный на декабрь. За 95 гривен.
Конечно, можно снова сделать единый годовой — от первого прохода через турникет. Но это было бы слишком удобно для пассажиров, а это, кажется, инициаторами перемен вовсе не планировалось. Таким образом, вместо 12-месячного за 910 гривен пришлось покупать фактически 13-месячный за 1005. Вряд ли это было сделано по недосмотру — просто кому-то очень захотелось содрать с киевлян больше денег. Этому кому-то хочется посмотреть в глаза. А потом — заехать в морду.
Потому что сколько денег им не отдавай (а они же еще как государственная структура финансируются из наших налогов!), ни обслуживание, ни комфортность поездок лучше не становятся. Не говоря уже о повышении зарплаты работникам, строительстве новых станций и увеличении количества поездов.
Не люблю метро за то, что материал, из которого сделаны новые проездные, твердый и ломкий, и теперь в офисе на Победе всегда стоит небольшая очередь тех, чьи карточки треснули от неосторожного движения, — чего со старыми гибкими проездными не случалось.
Не люблю за полную обособленность от остального общественного транспорта. Во всех развитых странах метро и пригородные электрички соединены в одну систему, так что можно сесть в центре и даже без пересадок добраться до аэропорта или городов-спутников. И никаких «скоростных трамваев»: метро пронизывает весь город, и не нужно пересаживаться по несколько раз.
А эти бессмысленные секундомеры рядом с электронными часами на каждой станции? Разумеется, часы показывают астрономическое время, а что показывают дополнительные хронометры? Время, прошедшее после отъезда поезда? Но ведь это совершенно бесполезная информация: они должны показывать время ДО прихода следующего поезда, как это делается во всех нормальных подземках.
Не люблю за то, что когда-то метро закрывалось в час, а теперь — немного за полночь, и уже с одиннадцати, где-то на концерте или на вечеринке, нервно поглядываешь на часы.
Не люблю за девятый вал безвкусной, беспардонной и неинтересной рекламы, не налепленной разве только на пол.
Не люблю метро за его все еще глубоко советский характер. Вагоны до сих пор напоминают по своему устроению военные грузовики для перевозки «личного состава» или автозаки для зэков: все должны сидеть лицо в лицо, словно контролировать друг друга, — такая рассадка есть только в (пост)советских вагонах. Также советские тюремные турникеты — к счастью, кое-где их поменяли, однако на многих станциях стоят ужасные хваталки, так и норовящие огреть тебя по бокам.
Не люблю метро за то, что оно слишком напоминает страну, в которой построено.
Я люблю метро. Поскольку без него жизнь в Киеве превратилась бы в ад.