В трибунале ООН по преступлениям в бывшей Югославии состоялось слушание по делу бывшего балканского диктатора Слободана Милошевича. Гаагский трибунал, таким образом, проверил, в какой стадии подготовки к суду находится «дело Милошевича». До самого суда еще далеко — он состоится в следующем году.
«Обвинитель трибунала против Слободана Милошевича» — так называется судебное дело, привлекающее чрезвычайное внимание мировой общественности и, в частности, прессы. Всем известная «железная леди правосудия», главный обвинитель Гаагского трибунала Карла дель Понте обвиняет в «кампании террора и насильства, направленной против косовских албанцев» Милошевича и еще четверых высокопоставленных югославских и сербских чиновников — Милона Милутиновича, Николо Сайновича, Драголюба Ойданича и Влайко Стоильковича. Поскольку эта четверка все еще остается на свободе, знакомится с делом и готовиться к суду пока что лишь «Слобо». Обвинение гласит, что около 740 тысяч косовских албанцев были насильно высланы из провинции Косово, а их дома были разграблены и уничтожены. Текст обвинения насчитывает в общей сложности 54 страницы, из которых немногим менее половины составляет список косовских албанцев, убитых при резне в городах и поселках провинции Косово. При этом Карла дель Понте уточняет, что непосредственное участие всех пятерых обвиняемых в убийстве людей не имеется в виду — речь идет о планировании, подстрекательстве, преступных деяний, отдаче приказов совершить убийство и так далее.
Как известно, Слободан Милошевич отказался от услуг защитника на суде и изъявил желание защищаться сам. Целой проблемой было и принудить обвиняемого ознакомиться с текстом обвинения. Карла дель Понте отметила на слушаниях, что она не хочет отправлять Милошевича в тюрьму без его ознакомления с материалами дела. Бывший югославский лидер также имел право на перевод документа на сербский, но этого он не попросил. Ныне, как сказал судья Ричард Мэй, трибунал исходит из того, что Милошевич имел возможность прочесть дело. Экс-диктатор Югославии также не использовал свое право выступать на родном языке — впрочем, он продемонстрировал в зале трибунала неплохое знание английского.
«Я хочу заявить о том, что этот трибунал является нелегальным. Я его не признаю», — так начал свое судебное выступление Слободан Милошевич. Впрочем, тут он уже не был оригинален — в двух обращениях к трибуналу в течение последнего месяца «Слобо» уже говорил о «нелегальности так называемого трибунала», о том, что судьи должны «немедленно выпустить его из тюрьмы». На слушаниях он заявил, что недоумевает: почему его держат в полной изоляции, почему во время свиданий с ним за его семьей следят, почему ему не дают общаться с прессой и встречаться с угодными ему юристами. «Я дискриминирован с самого первого дня пребывания в заключении», — отметил Милошевич. Он также подчеркнул, что трибунал — это никакой не юридический институт, а политический инструмент. Судья Мэй, однако не стал слушать, по его словам, политические аргументы обвиняемого и объявил, что следующее слушание состоится 29 октября.