Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Минтранс устал от плохих дорог

Проект строительства сети украинских автобанов стоит 2,5 миллиарда долларов
27 июня, 2002 - 00:00

Министерство транспорта разработало программу строительства в Украине сети автобанов западного образца. Согласно проекту, современные автомагистрали свяжут Киев со столицами стран Центральной и Западной Европы, а также с Симферополем, Одессой и Харьковом. От Харькова один из автобанов будет выходить к границе с Россией. Ожидается, что магистрали будут сквозными, и водителям можно будет развивать максимальную скорость автомобилей, не опасаясь перекрестков и пешеходных переходов даже в населенных пунктах. Стоимость проекта составляет 2,5 миллиарда долларов. Финансировать его уже вызвалась одна из китайских страховых компаний, название которой в Министерстве пока не разглашают. Китайцы сейчас находятся в Киеве и ведут переговоры с украинским правительством.

Заемщиком кредита, по планам Министерства транспорта, станет государственная корпорация «Укравтодор», которая выпустит облигации. Китайская сторона не настаивает на предоставлении Кабинетом Министров правительственных гарантий на погашение кредита. Условия займа, кстати, как для нашей страны, весьма приемлемые — погашение в течение 14 лет по ставке 7% годовых. Первый транш кредита составит 1 миллиард долларов и может поступить на счета «Укравтодора» уже в этом году. Министр транспорта Георгий Кирпа уверяет, что реализовать проект постройки сети автобанов вполне реально в течение 2 лет. «Речь идет о строительстве 3143 километров дорог. У нас есть такие возможности, и мы обязательно это сделаем», — обещает министр. По его словам, к проекту может присоединиться и Европейский банк реконструкции и развития, чьи представители также сейчас ведут с Кабмином переговоры по этому поводу. Доля ЕБРР в финансировании строительства может составить около 70 миллионов евро.

Министр Георгий Кирпа уже согласовал идею реализации небывалого для нашей страны инвестиционного проекта с премьер-министром и Президентом. Оба дали предварительное согласие. Единственным, у кого к проекту есть существенные замечания, стал министр финансов Игорь Юшко. Минфин беспокоит происхождение средств китайской страховой компании. В частности, проводимые сейчас проверки касаются ответов на вопрос, не являются ли средства «грязными», то есть добытыми нечестным путем. Георгий Кирпа заявил, что полностью понимает позицию Министерства финансов и надеется на скорейшее завершение проверки. «Мы и сами, конечно, заинтересованы, чтобы это не были «грязные» деньги», — признался министр. Судя по всему, он абсолютно уверен в подписании кредитного соглашения уже в ближайшее время.

И все же при принятии решения Министерство финансов, безусловно, будет учитывать тот факт, что «Укравтодор» является государственной компанией, которая финансируется из бюджета. Соответственно, ее долги тоже должны будут обслуживаться за счет налогоплательщиков. 2,5 млрд. — сумма довольно большая, и даже выплата 7% годовых по такому кредиту может стать существенной нагрузкой для казны. Георгий Кирпа в качестве одного из источников погашения кредита назвал введение платных участков дороги. «Часть автобанов, когда мы их построим, станут платными, как принято во всех европейских странах. Но для жителей населенных пунктов, через которые будет проходить магистраль, это не станет проблемой, малоимущие не будут платить», — сообщил министр. Не исключено, что часть концессии от платных дорог будет получать и китайский инвестор.

Министр оговорился, что «у китайской стороны в этом проекте присутствует не только чисто денежный интерес». Но на прямой вопрос о том, почему китайская страховая фирма вдруг заинтересовалась инвестированием украинского строительства дорог, Георгий Кирпа ответить не захотел, сославшись на детали, которые пока огласке не подлежат. Предположительно, такой деталью может стать дальнейшая приватизация «Укравтодора» и принадлежащих ему магистральных дорог инвесторами. Но пока это лишь предположения.

Впрочем, в любом случае строительство современных автобанов принесет нашей стране только пользу. Тем более, на сегодняшний день качество украинских дорог ухудшается угрожающими темпами. Георгий Кирпа по этому поводу весьма откровенен: «Если говорить о динамике капиталовложений, то она катастрофическая». За последние четыре года объем строительства дорог в Украине снизился в 7 раз, капиталовложений — в 10 раз, госфинансирования — в 3 раза. Для определения качества дорог в международной практике используется показатель годового капиталовложения из расчета на километр дороги. Так вот, в Украине этот показатель равен 1103 доллара, в Беларуси — 5540, России — 9800, Германии — 24500 долларов. В таких условиях инвестиции были бы весьма кстати.

Сергей СЫРОВАТКА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ