Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Минус 15%

Деньги Глобального фонда помогут замедлить рост заболеваемости ВИЧ
12 ноября, 2003 - 00:00

Через два дня правительственная комиссия должна внести на рассмотрение Кабмина новую национальную программу по ВИЧ/СПИДу. Момент этот довольно волнительный и в некотором роде репутационный, поскольку сейчас за действиями Украины пристально наблюдают международные эксперты. Наблюдают потому, что Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией (на сегодняшний день он располагает 4,7 млрд. долларов, которые перечисляли экономически развитые страны) от обсуждения нюансов финансирования антиспидовских программ в Украине переходит непосредственно к делу. Первый транш в размере 482 тысяч долларов Украина уже получила. Согласно договору, заключенному с Фондом, в ближайшие два года мы получим еще 25 млн. долларов. Правда, следующий транш придет в Украину лишь в том случае, если международная организация удостоверится в рациональности и эффективности их использования. Это означает, что нам еще предстоит доказать, что бороться с ВИЧ мы, в принципе, умеем, а ухудшается ситуация лишь по причине банального отсутствия денег.

Взаимоотношения Украины и Глобального фонда уже давно у всех на слуху. Как утверждает глава правления Украинского фонда по борьбе с ВИЧ-инфекцией и СПИДом Александр Шевчук, Украина в числе первых отправила заявку в офис фонда о том, что нуждается в средствах. Перед этим были проведены скрупулезные расчеты и оценив реальность, а также определившись с первоочередными задачами, Украина вышла на сумму 92 млн. долларов. Другими словами, именно столько, по подсчетам отечественных экспертов, необходимо, для того, чтобы ВИЧ-ситуация у нас улучшилась.

Глобальный фонд обсуждал эту сумму довольно долго. Как утверждают в Минздраве, по причине серьезности организации, и отнюдь не из-за недоверия Украине в вопросах учета и распределения средств. Все как раз наоборот: для фонда мы пример того, как при явном дефиците средств получается сделать хотя бы кое-что. К примеру, втрое снизить показатель передачи вируса от матери к ребенку. Несмотря на то, что обеспечить беременных ВИЧ-позитивных женщин препаратами удалось благодаря гуманитарной помощи, в фонде этот факт также расценивают как позитив: привлечение финансовых доноров — показатель инициативности.

То, что самостоятельно решить проблему ВИЧ/СПИДа Украина не может, было понятно уже давно. К примеру, год антиретровирусной терапии (препараты поддерживающие иммунитет и тем самым продлевающие жизнь) для пациента обходится, как минимум, в 1000 долларов. За деньги, предусмотренные в бюджете, обеспечить медикаментами удавалось всего 35 человек. При том, что нуждается в препаратах по самым заниженным оценкам около двух тысяч человек. Что же касается тестирования на наличие вируса, то бесплатной эта процедура может быть лишь в нескольких центрах, да и то только в крупных городах. Отдельная история с сельскими жителями. Помимо того, что уровень информированности в ВИЧ-вопросах там, мягко говоря, слабоват, чтобы протестироваться, крестьянам необходимо преодолевать десятки километров. Более того, в Украине существует лишь одна лаборатория, оснащенность которой позволяет определить степень нарушения иммунной системы и количество вирусов в крови. Это означает, что возможности угадать момент, когда именно ВИЧ-инфицированному стоит начать принимать препараты у граждан страны, практически отсутствует.

Вполне закономерно, что пункты, связанные с лечением ВИЧ-позитивных и «оттянут» на себя большую часть денег, предоставляемых Глобальным фондом. Как планируется, только на обеспечение больных антиретровирусными препаратами уйдет 57 млн. долларов.

Если же говорить об обещаниях Украины перед Фондом в целом, то итоговые показатели должны быть оптимистичными — в узком понимании, конечно. Скажем, если сейчас в Украине официально зарегистрировано 52 тысячи ВИЧ-инфицированных, и по прогнозам, к 2010 году ВИЧ будет у каждого десятого украинца, то при помощи денег фонда планируется ежегодно замедлять рост заболеваемости на 15%. Кроме того, в 2004 году антиретровирусную терапию должно получить уже 500 человек, а препаратами железа будут обеспечены все беременные ВИЧ- позитивные.

Собираются «работать» и с общественным мнением. Скажем, если сейчас в 70% случаев к инфицированным относятся с опаской и стараются с ними не контактировать, то благодаря ликбезу уже в следующем году этот показатель снизится на 10%. А на «финише», то есть к 2006 году сталкиваться с таким отношением будут 40% случаев и о специфике передачи ВИЧ будет знать не 50% молодежи, а 75%.

Словом, вопрос заключается лишь в том, насколько надежны механизмы, благодаря которым деньги от доноров попадут непосредственно в учреждения, занимающиеся ВИЧ- инфицированными. Справедливости ради, стоит сказать, что ни у Счетной палаты, ни у международных организаций претензий к распределению средств, адресованных на борьбу с ВИЧ/СПИДом не возникало. В отличие, скажем, от программ по сахарному диабету и кардиологии. Сейчас Минздрав, Украинский фонд по борьбе с ВИЧ/СПИДом и представительство ПРООН (эти структуры и являются реципиентами средств) в один голос говорят, о том, что даже доллар не может «затеряться». С одной стороны — об этом побеспокоился Глобальный фонд, который перечисляет деньги траншами, обеспечивают ежегодную глобальную аудиторскую проверку и требует от Украины систематического обнародования финансовых отчетов. С другой стороны — проявила инициативу и Украина, создав так называемый координационный совет, в состав которого входят и сами ВИЧ-инфицированные, и общественные организации.

В общем шансы реально улучшить положение ВИЧ-инфицированных выглядят убедительно.

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ