Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

МИР ЖИВЕТ В О ЖИДАНИИ ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ. А УКРАИНА?

2 марта, 2001 - 00:00

Реклама, как известно, — двигатель коммерции, и потому именно в рекламную индустрию подались сегодня наиболее находчивые и остроумные люди. Казалось бы, все возможные рекламные затеи давно исчерпаны, однако приходит следующий гений и доказывает, что это совсем не так. Одним из примеров этого является широкая рекламная кампания, бурлящая сейчас в Соединенных Штатах. Речь там идет о новом продукте под названием «Джиндже» (английское «ginger» — имбирь), который в ближайшее время может появиться на рынке. Но задолго до этого он — Джиндже — заполонил рекламу а, значит, и умы людей.

Пресса, телевидение постоянно упоминают о Джиндже и его изобретателе, расписывают важность, оригинальность и своевременность устройства. Убеждают, что новинка по значению «весит» больше, чем Интернет, и потому должна «перевернуть всю жизнь человечества». Предупреждают также, что изобретение вскоре поступит на рынок и будет стоить где-то 2 тысячи долларов, то есть будет вещью для всех. Подсчитано, что в следующем году Джиндже даст владельцам больше дохода, чем любое другое изобретение в истории человечества.

Главной же чертой нового продукта, а также коронным шлягером рекламы является прежде всего то, что до сих пор никто не знает, что кроется под названием «Джиндже». Представляете, какой простор для журналистской и потребительской фантазии? Если составить все уже существующие версии, то выйдет хорошенький научно-фантастический роман в стиле «поток сознания». Одни считают, что это может быть индивидуальное устройство для перемещения в пространстве любого типа — по земле и под землей (как кроты), по воде и под водой, в воздухе и безвоздушном пространстве. Другие убедительно доказывают, что в Джиндже будет использован антигравитационный двигатель. Им возражают американцы с раскованной фантазией, ожидающие чего-то не меньшего, чем персональный телекинез, который не требует ни топлива, ни антигравитации. Более умеренные признают возможность принципиально новой транспортной машины, но считают, что это будет что-то наподобие скутера, работающего на воде. На той самой воде, по поверхности которой он будет двигаться.

Конечно, находится немало скептиков, которые подозревают здесь масштабный рекламный розыгрыш и вспоминают скандал XVIII века под названием «Пузыри южных морей». Тогда немало людей вложили свои деньги в определенный проект, сущность которого никто никогда так и не узнал (по той причине, что нечего было знать). У Джиндже, однако, имеется автор — известный изобретатель, лауреат американских премий. Это Дин Кеимен, известный широкой публике главным образом как автор оригинальной коляски для инвалидов, которая легко передвигается по ступенькам. Дин Кеимен несколько раз предпринимал попытки немного снизить рекламный шум вокруг своего очередного изобретения и просил не ожидать чего-то слишком уж фантастического, хотя и не преуменьшал его значения. Разумеется, вмешательство автора не оказало заметного влияния на запущенное колесо рекламы (не путать с «кармой»).

Это, конечно, всего-навсего небольшой очерк «их нравов», как любили недавно говорить. Но в этом деле есть несколько очень интересных аспектов, связанных с житьем-бытьем западного человека.

Во-первых, случилось так, что в США рекламная кампания вокруг Джиндже несколько затмила появление действительно значительного открытия — первого крупного открытия ХХI века. Речь идет о расшифровке генной структуры человека, осуществленной интернациональной группой западных ученых-генетиков. Честно сознаюсь, что для того, чтобы полностью понять суть открытия, мне не хватает образования, и потому сошлюсь на слова ученых. Они утверждают, что благодаря расшифровке генной структуры в ближайшее время станет возможно лечить такие болезни, как рак, СПИД, полиомиелит и прочие. А также выявлять и устранять возможность заболевания еще до рождения человека. Специалисты сравнивают расшифровку генома человека с изобретением колеса неизвестным древним гением или с массовой компьютеризацией мира. Сравниться с Джиндже, однако, он еще не может.

Еще один интересный феномен состоит вот в чем. Среди многочисленных гипотез относительно сути изобретения Джиндже почти не встречается таких, что связаны с супердостижениями последних десятилетий ХХ века — с персональными компьютерами и Интернет. Это свидетельствует о том, что компьютерные технологии не оправдали возложенных на них надежд общества, что они не так радикально, как ожидалось, изменили жизни людей к лучшему. И потому, как пишет журнал The Economist, «попали в немилость». (До сих пор никакие изобретения не помогли человеку убежать от самого себя.)

Интересно сравнивать чужую жизнь со своей. Как пишет тот же The Economist, в американском обществе живет постоянная жажда новых технических революций и технологий. Всегда актуален вопрос — каким будет Следующее Большое Изобретение (The Next Big Thing). Причина подобного интереса очевидна — в западном мире путь от изобретения до его массового воплощения всегда был коротким, а сейчас он стал еще короче. Сегодня — идея в голове гения, завтра — продукт в руках потребителя. В отличие от наших многочисленных великих идей, которые или остались невоплощенными тенями, или были подхвачены другими и моментально доведены до практического использования, — как свои.

На эту нашу национальную (или славянскую?) черту наложилась политическая идеология предшествующего режима — разделение наук на пролетарские и буржуазные. И так случилось, что именно те две «лженауки», которые Сталин подверг сокрушительному разгрому, сегодня меняют лицо мира. Генетика и компьютерные технологии. Без преувеличения можно назвать товарища Сталина «гениальным» антипророком. В значительной мере благодаря ему обеспеченность персональными компьютерами в Украине сегодня находится на уровне третьего мира, а что касается генетики, то здесь лучше промолчать. Время, однако, бежит, и вскоре будет неудобно ссылаться даже на Сталина.

Клара ГУДЗИК, «День». По материалам журнала The Economist от 26.01.01
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ