Психологи привыкли называть «детей улицы» людьми с девиантным поведением, то есть отклоняющимся от нормы. Поскольку оно всегда находится на границе между жизнью в рамках закона и криминалом. Привыкли также описывать их психологию в сгущенных красках. Неправильное смещение рационального и иррационального сделало их жизненную позицию неадекватной. Они открыто или подсознательно не хотят быть похожими на своих родителей. Они тяготеют лишь к бесконечным удовольствиям и к властвованию над людьми. Их коэффициент интеллекта разнится с «домашними» сверстниками на 20 баллов по общепринятой шкале. Категория будущего у них отсутствует. Врачи, в свою очередь, приводят свои характеристики: из 25 детей у 24 фиксируются разного рода травмы центральной нервной системы, у 17 слабо развиты моторные функции... В целом же принято считать, что количество уличных детей почти что прямо пропорционально количеству семей с мизерным доходом. То есть, если бы у людей было побольше денег, увидеть на улице бродячего ребенка было бы в диковинку.
В то же время психолог Юрий Калашников считает, что корень зла — это само общество, не умеющее воспитывать детей. По его оценкам, жизнь лишь 30—40% беспризорных детей прошла по сценарию: родители от безысходности пьют, дети — страдают. Остальные же отдают дань моде и предпочитают субкультуру бродяжничества. Украинских Томов Сойеров привлекает улица «тем, что не напрягает» и тем, что «там постоянно есть развлечения». Как рассказывает социальный психолог, ему приходилось встречаться с бродягами из очень зажиточных семей или просто неполных, но при этом с вполне социально адекватным поведением родителя. Их забавляло, как сердобольные граждане делились с ними в парке бутербродами, как оплачивали их катание на аттракционах. Вскоре, правда, компания, в которой они вращались, вынуждала воровать и нюхать клей. Последнее приводило к органическим поражениям мозга, и работа с ними уже была скорее парафией психиатра, чем психолога. Вернуться же домой, даже при желании, им было уже страшно.
Все же начиналось с простого — с почти круглосуточного гуляния во дворе. Кстати, по международной терминологии, «уличными» детьми считаются именно те, кто большую часть суток проводит на улице. В США, к примеру, контролировать «клонирование» беспризорников стали жестко. Правоохранительные органы ежедневно во всех районах во время уроков устраивали рейды по улицам. Ежели «преступник» был пойман, то есть находился в школьное время вне учебного заведения, его родителям грозил штраф довольно внушительных размеров..
В Украине, хотя и знают об эффективности столь радикальных мер, этим практически не занимаются. А если рейды и проводятся, то не с такой частотой, чтобы вид людей в форме мог воспрепятствовать прогулам. Правда, сейчас в стране прошла волна одноразово благотворительного отношения к беспризорникам: одели, накормили и ушли... Социальные работники переходят на новый этап работы с уличными детьми, во время которого в игровой форме обучают их и формируют у них правильную жизненную позицию. Часто случается, что западные специалисты, приезжая сюда обучать отечественных борьбе с таким социальным злом как беспризорность, в итоге заявляют, что скорее им нужно учиться у нас. Одно из доказательств тому — уличная социальная работа, которую проводят городские социальные службы. Их работники приезжают в места массового скопления «кочевников», и прямо тут же их консультируют психологи и наркологи. И только если ребенок захочет, они его забирают с собой и оформляют в приют. При городских социальных службах работают также «банки одежды», куда жители приносят ненужные им теплые вещи. Создаются и центры по работе с приемными семьями. Как рассказывают в Киевской городской социальной службе для молодежи, несколько месяцев назад, благодаря им, семья усыновила семилетнюю девочку, которая около года провела в подвалах и на вокзалах.
Правда, энтузиастов столь благородного дела у нас в Украине пока маловато. Как здесь говорят, хорошие программы есть, а продвигать их некому. Один из критериев, по которому беспризорники отличают «хорошего» человека от «плохого» — это то, как он их приветствует. Если сотрудник службы подал ему руку, то дети считают, что с ним можно дальше разговаривать.. В нашем же обществе, как говорят сами социальные работники и психологи, руку подавать таким детям не хочет никто. Отчасти потому, что все устали действовать на добровольно-принудительных «общественных началах» советских времен, а отчасти потому, что еще четко не сформировали свое отношение к такого рода социальным проблемам.