САЛОНЫ
Я хочу, чтобы парикмахеры были хозяевами своей профессии и парикмахерские салоны принадлежали парикмахерам... Хочу, чтобы в профессии не было временщиков и крайностей, когда одни посторонние вкладывают минимум, чтобы получить максимум (тактика «выжженной земли» — «после меня хоть потоп»), а другие вкладывают максимум, чтобы удивить себя и свое окружение. Изысканно со вкусом, с душой, на зависть всем можно превратить собственный салон в шикарнейший дизайнерский дворец. Но как потом зарабатывать?.. На этот вопрос те, кто всегда в своей жизни талантливо непревзойденно, по-дорогому качественно умел только тратить... ответа не знают. Впрочем, если деньги не свои, а кредит бессрочный и беспроцентный, то искать ответ — зря напрягаться... А эксперименты над парикмахерами, будь то из добрых побуждений или корыстных, могут себе позволить лишь только те, кто по большому счету эту профессию фактически никогда ни во что не ставил...
МАСТЕРА
Я мечтаю о том, чтобы «цвет» нашей профессии представляли умные и гордые, честолюбивые и амбициозные, порядочные и фанатичные, патриотически настроенные индивидуумы... Чтобы реально и объективно сложилась парикмахерская иерархия, когда ТАЛАНТ поставлен во главу, и парикмахерские функционеры не назначают «кролика» на должность «льва», а отстаивают право лидерства ТАЛАНТА на всех уровнях.... Хотелось бы, чтобы парикмахеры не льстили себе, и слабенькие работали в обычных парикмахерских, а сильные — в дорогих салонах... Когда сотрудник престижного салона вынужден работать на дому, да при этом еще и по сниженным ценам, то всем окружающим трудно избавиться от сомнений в «крутизне» этого мастера и, соответственно, в престижности того же салона... Смею предположить, что бесталанные и примитивные ленивцы-парикмахеры избавятся от иллюзий, что стоит им попасть (лотерея или фортуна) куда- то во «что-то» дорогое, то это «что-то» сделает их самих дорогими... Рыночная экономика — это закон соответствия продукта и цены на него... И если вчера кого-то завышено оценили, то только лишь потому, что оценивали собственники-непрофессионалы...
ШКОЛЫ
Я надеюсь, что обучением парикмахеров в будущем будут заниматься исключительно, как вроде-бы само собой разумеется, сами парикмахеры, а не «вдруг откуда ни возьмись» Главные межпланетные учебные центры, готовящие межгалактических фельдмаршалов парикмахерского искусства. Также уверен на сто процентов, что преподавать мастерство будут не те, кто в последний раз работал (если вообще работал) в салоне при Брежневе («царе Горохе»), а настоящие заслуженные и признанные лидеры профессии, которые представляют лучшие салоны Украины. Я убежден, что если в популярных профессиональных СМИ Украины будет объективно отражаться реальный уровень украинской профессиональной школы парикмахеров, и «звезды» будут представляться как «звезды», а местечкового пошиба «звездюнечки» не будут «притягиваться за уши», «высасываться из пальца» и «выжиматься из лимона», как суперстилисты — то ни у одного конъюнктурщика, проходимца и афериста не возникнет даже соблазн открыть по парикмахерскому искусству ни школу, ни колледж, ни лицей, ни студию, ни институт, ни академию, ни семинарию, ни аспирантуру, ни, тем более, суперстилистопарикмахетуру... Когда середнячки преподносятся за эталон, то у проныр- дилетантов вполне объективно создается впечатление, что настоящее профессиональное мастерство — это не более, чем просто хорошо «распиаренные» стандартные эстетические знания и навыки, и научить этому — раз плюнуть...
УЧЕБНИКИ
Я тешусь иллюзиями, что наконец-то вздохну с облегчением, когда воришки-писатели и динозавры-преподаватели прекратят печатать тоннами ремиксы 70-х годов прошлого столетия, выдавая их за новейшие учебники по парикмахерскому искусству...
КОНКУРСЫ
Мне не кажется абсурдным предположить, что когда-нибудь, лет так через... надцать (а может, и раньше), Украина станет чемпионом Европы (а может, и Мира) по парикмахерскому искусству и победители сменят в сборной восьмикратных участников и двенадцатикратных дипломантов. Я верю, что демократическая система выборов на всех национальных конкурсах сменит все еще ту же, до боли знакомую, советскую монархическую систему единоличного права назначения судей, старейшин, тренеров — когда, расставив ключевые (свои) «фигуры», совсем нетрудно монопольно «одаривать» призовыми местами послушных и лояльных «придворных». Мне кажется логичным, что все проигравшие (или лучше — не выигравшие) бывшие члены сборной Украины когда-то все же сообразят (если захотят), что они действительно могли и не выигрывать, так как, по большому счету, (только тихо — шепотом) — этого от них особенно никто и не требовал... Почему? Да потому, что это нисколько не влияет и не ставит под сомнение ГЛАВНОЕ — безоговорочную единоличную узурпированную власть на внутреннем конкурсном рынке... А внешний?.. Оказывается, все до смешного, по-детски, как в сказке, просто — достаточно только очень искренне, без тени сомнения, не моргнув глазом, уверенно заявить своим наивным соотечественникам, что ты ИЗБРАННИК, ты — МЕССИЯ... Только ТЕБЯ проверяли, только ТЕБЯ экзаменовали, только у ТЕБЯ (ну вроде, как у наместника «Золотой орды», но в XXI веке) есть МАНДАТ (у-у-у-у) аж от САМОГО... И теперь только ТЫ имеешь ПРАВО проверять, экзаменовать, назначать других (простых смертных) ЗДЕСЬ... А выигрывать Европу и Мир — зачем?..
ПАРИТЕТ
Я вполне реально могу надеяться, что когда-нибудь топ-стилисты из Украины станут постоянными «звездными» гостями на самых престижных международных площадках, представляя свои непревзойденные шоу-программы и мастер-классы. Я могу набраться наглости предположить, что когда- нибудь всем известные торговые марки и поставщики профессиональной косметики для волос примут активное участие в финансировании этих проектов. Мне бы не показалось неестественным, если бы хоть часть денег, которые предполагается потратить в Украине на приезжих гастролирующих «звезд» из разных стран, была вложена в выступления украинских «звезд» в Париже, Лондоне, Милане, Барселоне, Токио, Нью- Йорке или Берлине... Уверен — уровень украинской парикмахерской школы наконец- то реально оценили бы и те, кто приезжает с выступлениями к нам... Потому что я считаю унизительным, если к нам снова, как в «банановую республику», будут привозить каких-то малознакомых, но очень коммерческих мастеров (которыми, наверняка, довольны их обычные клиенты) или же третьи составы (типа «Динамо-3») международных академий (в Россию — в Москву и в Сочи — приезжают почему-то другие арт-директора). Я думаю, в будущем нужно как-то определиться... Если это Летиция Гено — то да, это личность! Но если на подавляющем большинстве шоу-мастер-классов три четверти зала зевает и, в лучшем случае, с умным выражением лица делает вид, что вроде как ничего подобного никогда не делала (чтобы из соображений этики не обидеть тех, кто на сцене) — не знаю, как кому, а мне стыдно и за себя, и за зрителей, и за организаторов, и за иностранных коллег. Все в той же России известные зарубежные мастера приглашаются с выступлениями только в контексте выступления российских «звезд» парикмахерского искусства, потому что никому из организаторов и в голову не приходит, что можно приглашать «чужих» — чтобы опускать «своих». Я, как и многие десятки тысяч украинских парикмахеров, всегда искренне буду рад всем Джонам, Мишелям, Сергеям, Куртам и Карлосам, если наша дружба и сотрудничество будут придерживаться дороги с двухсторонним движением. Также я смею надеяться, что организаторы гастролей иностранных парикмахеров в Украине откажутся от тактики «игры в одни ворота» (наши ворота, между прочим), потому что как-то непорядочно получается: как бизнес делать — то на деньгах украинских парикмахеров, а как имидж поднимать — то иностранцев...
ЖУРНАЛЫ
Я лелею надежды, что когда-нибудь в нашем Национальном информационном пространстве появится целый ряд украинских профессиональных парикмахерских журналов, и конкуренция прорвет блокаду замалчивания и умышленного занижения реального уровня развития парикмахерского искусства в стране. Я горю желанием поскорей приблизить время, когда обложки и первые развороты отечественных изданий (естественно, после рекламы) всегда безоговорочно будут принадлежать коллекциям причесок лучших украинских «звезд». Я буду безмерно счастлив от того, что «борьба с целлюлитом» и другие «актуальные» темы утратят свою актуальность заполнения дефицита модной информации, когда журнал, вроде как в названии на моду ориентирован... — но в моде, так чтоб особо, и не разбирается, и не нуждается... А еще я хочу быть уверен в будущем, что если какой-нибудь журнал будет «издаваться при поддержке общественной организации», то, конечно же, не для «поддержки» неограниченной рекламы частного бизнеса президента этой организации... И как все-таки хочется верить, что профессиональные журналы по парикмахерскому искусству, которые будут издаваться на Украине, не навредят ни искусству, ни парикмахерам, ни имиджу страны, руководствуясь чьими- то личными корыстными интересами.
Все равно, еще чуть-чуть — и старые консервативные немодные постсоветские тетеньки и дядечки «уйдут с арены»... Появятся новые салоны, школы, конкурсы, журналы... Какие салоны?.. Какие школы?.. Какие конкурсы?.. Какие журналы?.. — опять все сначала... Опять — двадцать пять...
Когда готовилась статья, редакции стало известно, что Вячеслав Дюденко занял второе место на Всемирном конкурсе профессиональной прессы AIPP Grand Trophy 2003 в категории «Авангардная коллекция», пропустив вперед лишь коллекцию знаменитой фирмы Vidal Sassoon. Кстати, из всех номинантов по всем категориям в финал Конкурса из всех стран Восточной Европы вышел только Дюденко из Украины.