Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Моральный террор против Совбеза

«Многие прошли школу Саджая»
21 февраля, 2002 - 00:00

На прошлой неделе против Саджая и руководителя госдепартамента разведки Автандила Иоселиани были выдвинуты обвинения — депутат парламента от оппозиции Борис Какубава заявил, что обладает документами, доказывающими причастность Саджая и Иоселиани к ряду терактов, совершенных в Грузии за последние годы. Саджая назвал эти обвинения «моральным террором», и попросил генерального прокурора дать официальный ход предъявленным обвинениям. Спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе сказала, что «грязная кампания, развернутая против Саджая в последнее время, не была случайной».

Как сообщил «Рейтер», вчера в одной из грузинских газет была опубликована еще одна статья, в которой бывший министр обороны Грузии Тенгиз Китовани обвинил Саджая в том, что тот «исполнял самые грязные дела в канцелярии президента Грузии».

Генеральный прокурор Грузии Нугзар Габричидзе отказался от комментариев по поводу случившегося, однако сказал, что по факту самоубийства возбуждено уголовное дело. Саджая, которому было 60 лет, занимал пост секретаря Совета национальной безопасности с 1995 года — со дня его основания. Он считался одним из наиболее близких единомышленников президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, а также влиятельной персоной в руководстве страны. Шеварднадзе охарактеризовал его как «преданного, порядочного и самоотверженного человека, с которым его связывает около 30 лет совместной работы». Саджая нередко называли «серым кардиналом», указывая на влияние, близость к президенту, а также редкие появления на публике. После произошедшего в ноябре прошлого года острого политического кризиса, в результате которого президент отправил в отставку весь состав правительства, двое близких Саджая людей — Коба Нарчемашвили и Валерий Хабурдзания — были назначены министром внутренних дел и министром госбезопасности Грузии. И Нарчемашвили, и Хабурдзания в свое время работали в Совете национальной безопасности.

«Это был профессионал высшего класса и интеллигентный человек...»

КОММЕНТАРИИ

Евгений МАРЧУК, секретарь СНБОУ: Я был хорошо знаком с Нугзаром Радженовичем Санжая. Недавно мы встречались в Минске. На днях должны были встретиться в Тбилиси и обсудить вопросы, связанные с деятельностью ГУУАМ. Планировалось подписать протокол о сотрудничестве Советов безопасности Грузии и Украины. Это был профессионал высшего класса с большим опытом. Очень умелый дипломат, интеллигентный человек. К тому же, он — красивый грузин. Он давно работал с Шеварднадзе: Президент ему доверял. Секретарем Совбеза Грузии он работал с 1994 года. Мы много говорили с ним об Украине и Грузии, о нашем сотрудничестве, о проблемах ГУУАМ, СНГ. Он прошел тяжелые испытания судьбы. Но, видимо, не выдержал разнузданной кампании клеветы и дискредитации.

Искренне соболезную близким, родным и друзьям Нугзара Радженовича. Добрая память о нем останется со мной навсегда.

Григол КАТАМАДЗЕ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Грузии в Украине:



— Нугзар Саджая — честнейший, порядочный человек и, действительно, большой профессионал. Он прошел хорошую школу. Практически всю жизнь он курировал компетентные органы. Саджая — фактически бессменный секретарь Совета Безопасности Грузии со дня основания этого органа — 1994 года. Он смог сформировать очень серьезную структуру, через которую прошли многие молодые руководители правоохранительных органов. Пройдя через СБ, они начали широкомасштабное реформирование соответствующих структур. Как человек он был очень интересен. Он мог в любой момент стать рядом, поддержать, помочь. И не только сотрудникам. Сегодня (25 февраля. — Ред. ) я смотрел грузинское телевидение, где показывали матерей, у которых погибли дети. Они, как и вся Грузия, с огромнейшим горем восприняли эту трагедию. Они рассказывали, что Саджая всегда помогал, брал все очень близко к сердцу. Трудно даже себе представить, что такое могло произойти. Но пресс, видимо, оказался очень сильным, и он просто не выдержал. Даже президент страны Эдуард Шеварднадзе вынужден был отреагировать на обвинения в сторону Саджая в некоторых изданиях на прошлой неделе, назвав все опубликованные материалы клеветой, которая переходит любые границы. Хотя, вероятно, ответы на вопросы мы сможем получить только после следствия.

Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ