Первыми ласточками недовольства профсоюзов политикой Киева, по признанию главного профорга морских портов Владимира Зайкова, были попытки отчуждения нескольких теплоходов портовых предприятий в пользу Объединения «Украинский коммерческий флот». Тогда, по его словам, наиболее рентабельным портам (Илличевск, Одесса) удалось вернуть суда в лоно государства в судебном порядке. Подобные механизмы они намерены применять и впредь для сохранения своих позиций.
Главной причиной возмущения «трудовых коллективов» портов стали последние директивы Госдепортамента, предполагающие ужесточение контроля за их финансово-коммерческой деятельностью. В частности, руководителей предприятий обязали визировать в Киеве любое торговое соглашение по предоставлению портовых услуг. Мотивация Кабинета Министров в данном случае, в принципе, понятна. Как признался корреспонденту «Дня» в частном разговоре один из руководителей профсоюзов, в условиях, когда государственный порт не в состоянии конкурировать с частными погрузочно- разгрузочными компаниями, руководство нередко предоставляет услуги за плату «в конверте». Деньги, таким образом, в балансе порта не учитываются, а государственный бюджет, естественно, страдает.
Тем не менее, и тут с руководителями профсоюзов трудно не согласиться, самой проблемы попытки ее императивного разрешения не сняли. Украинские транспортники (портовики в том числе) давно и безуспешно выступают за создание упорядоченной системы государственных тарифов на перевозки, которая, по мнению Сергея Брызгалова, в случае согласования стоимости услуг железнодорожного, речного, морского и т. д. транспорта могла бы служить выходом из ситуации.
Решение же проблемы в стиле Госдепартамента, как утверждают профсоюзные деятели, ситуацию только усложняет. Дружным унисоном они жаловались на низкий уровень производительности министерского труда: мол, направленные портами на утверждение торговые соглашения ждут своей подписи месяцами. Чего нельзя сказать о компаниях, желающих воспользоваться услугами украинских портов. Следуя словам С. Брызгалова, дополнительная административная волокита отпугивает клиентов. А их государство портам вернуть не в состоянии. @=> Окончание на 2-й стр.
Есть в обязательном согласовании действий руководства порта с Министерством и еще один примечательный момент. Одесский профсоюзный лидер Ю. Погорелов говорил «Дню», что обслуживание порта занимает центр не меньше, чем его торгово-разгрузочная деятельность. Речь идет о центробежных указаниях где, у кого и по какой стоимости покупать необходимое портам оборудование. Портовики настаивают на своей компетентности в этом вопросе и считают, что выгоднее приобретать, к примеру, российские генераторы через посредников в Украине. Министерство, наоборот, отдает предпочтение официальным закупкам. В итоге, по словам Ю. Погорелова, наши порты за абсолютно идентичное оборудование вынуждены платить большие деньги. Не беремся утверждать правда ли это, но то, что портовики не желают портить сложившиеся отношения с постоянными поставщиками не удивительно.
А вот чем лидеры док-профсоюзов действительно удивили, так это информацией о законопроекте, внесенном на рассмотрение Верховной Рады главой бюджетного комитета Петром Порошенко 5 июля этого года. В документе, если верить толкованию портовиков, предложено рассматривать портовые сборы как стопроцентные бюджетные поступления. Отметим, что портовые сборы (вторая после погрузочно-разгрузочных операций доходная статья портового бизнеса) ежегодно в общей сложности дают прибыль около $100 млн., тридцать процентов которых на сегодняшний день идут в бюджет государства. Две трети оставшихся директора портов должны направлять на развитие инфраструктуры своих предприятий, обеспечение их безопасной работы, ремонт оборудования, сооружений и т. д. И хотя, цитируем господина Погорелова, «эти деньги не всегда расходуются должным образом, есть конкретные люди, которые заинтересованы в их пополнении».
Не будем задаваться целью выяснить размеры этого «не всегда». Тем более, что за расходы своих портов директора отчитываются перед уполномоченным собственником в лице Министерства транспорта. Стопроцентный же перевод портовых сборов в закрома Отечества, по мнению глав профсоюзов, отнюдь не будет означать их целевого использования в интересах отрасли. Более того, большинство из них этот проект закона склонны рассматривать как предпосылку ухудшения финансового состояния морских портов с последующей их приватизацией. Вспоминая подобные инициативы во времена премьерства Ющенко, опасения портовиков выглядят не совсем безосновательными. Интересно, в этой связи, что присутствующий на пресс-конференции председатель подкомитета по вопросам морского и речного транспорта Николай Павлюк (в прошлом — начальник Одесского порта) узнал о существовании законопроекта господина Порошенко только на пресс-конференции. И потому давать оценку документа, с политической точки зрения, спешить не стал. «Если так дело пойдет и дальше, то клиенты портов нашей страны будут искать более удобные способы доставки своих грузов. Например, через порты России, Румынии и т. д.», — отметил он.