Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Москва предлагает отмечать рождение Руси...

через четыре века после основания Киева. И через три — после первого упоминания
4 августа, 2011 - 20:20

Российский президент Дмитрий Медведев издал Указ о праздновании «1150-летия основания российской государственности», имея в виду летописное призвание то ли к Новгороду, то ли в Ладогу (по разным источникам) ватаги варягов во главе с Рюриком.

Однако, похоже, сам российский президент не уверен в исторической «стерильности» этого празднования. По его словам, прозвучавших на совещании российских историков, он «очень долго думал, прежде чем подписать этот указ» из-за опасения «создания государственной верификации истории». Но, по словам Дмитрия Медведева, вспомнив о деятельности российского императора Александра ІІ, который провел празднование «тысячелетия России» в 1862 году, теперешний российский глава государства решил, что «плюсов здесь больше». Следовательно, дата «1150» не в последнюю очередь будет отмечаться потому, что теперешний президент-«либерал» всячески пытается быть похожим на так называемого царя-освободителя, который в 1861 году освободил большинство населения России от рабства крепостничества.

Между тем, на самом деле в 862 году на территории нынешней «срединной» России ничего определяющего не случилось. Шайка викингов с территории Швеции приблизительно в это время захватила пару факторий на землях, заселенных финно-угорскими племенами и словенами-новгородцами. Кстати, одна из первых факторий викингов — Ладога, из которой в настоящее время пытаются слепить «первую столицу России», была населена представителями финно-угорских племен весь и чудь. На финском языке «Ладога» означает «низкое место». Более того, усилиями настоящего русского государства — Московии — население Новгородской республики было в большинстве своем истреблено в XV—XVI вв., особенно во время правления Ивана Грозного. Поселение шведов в финском селе — неужели это основание русской государственности?

С таким же успехом, как россияне от отряда Рюрика, украинцы могли бы выводить свою государственность от древнегреческих городов на Черноморском побережье. Поскольку греки не дальше от украинцев, чем шведы от нынешних россиян.

Итак, факты. Начиная с конца VIII в. на арене мировой политики появились жители Скандинавского полуострова. В Украине их называли варягами, а в Западной Европе — норманнами (то есть «людьми севера»). Скудная земля Скандинавского полуострова не могла прокормить местное население. Там образовываются многочисленные ватаги опытных воинов, которые в поисках добычи начинают опустошать побережье Европы. Их мобильные морские отряды осуществляли набеги на побережье от Англии до Италии, добиваясь успеха силой и неожиданностью атак и невозможностью быстро организовать отпор в каждой точке побережья.

С начала ІХ в. дружины варягов начинают врываться в земли ильменских словен и впоследствии захватывают Новгород. Также варяги утверждаются в некоторых других городах на территории современной России и Беларуси, в частности в Пскове и Полоцке.

В этих точках оседают дружины варягов, в их составе — по несколько сотен воинов. Главной целью варягов было поживиться за счет славянского населения посредством сбора дани. Нередко варяжские дружины, обогатившись, возвращались к себе домой в Скандинавию или же шли наниматься в армию Византии. А наиболее деятельные из варягов стали основывать на славянских землях собственные династии. Так произошло в Новгороде, Полоцке и Киеве.

Первые контакты славян с варягами в Средней Надднепрянщине имели место во время путешествий последних путем «из варяг в греки». Тогда варяжские купцы и наемники отправлялись в Византию, чтобы там заниматься торговлей или наниматься в византийскую армию. Варяги стали рассматривать Киев как главный «приз» на славянских землях и вступили за него в кровавый спор. Варяжские князья быстро осознали вес Киева как ключевого города для контроля над путями региона и, спустившись по Днепру, захватили его.

Остальные славянские земли на территории Украины, кроме полянских, в первые десятилетия после захвата Киева не испытали никаких изменений и сохраняли местные династии князей.

Наиболее интересно то, что российский президент призывал Украину вместе праздновать «1150-летие российской государственности».

Совершенно непонятно, зачем Украине праздновать приход в малоизвестную Ладогу отряда Рюрика, который и в Киеве-то никогда не бывал.

Более того, во время получения власти Аскольдом и Диром Русь уже была заметной политической силой, способной к организации значительных военных сил окружающих племен.

В хронике франкских императоров «Бертинские анналы» под 839 годом повествуется о посольстве византийского императора ко двору императора франков. Хронист-очевидец пишет: «Он также послал с ними (послами) каких-то людей, которые сказали, что они, то есть их народ, называются рос и что их король называется хакан, прислал их к нему византийский император, как они утверждают, ради дружбы». Таким образом, в это время, еще до установления варяжской династии в Киеве, у русов был влиятельный правитель, который уже имел отношения с Византией и стремился установить их с Франкской империей. Также в это время князь русов стремится титуловаться «каганом» по примеру властителей Хазарии, таким образом пытаясь утвердить свое равенство с влиятельным на то время Хазарским государством.

Еще в 840-х годах состоялся поход Руси на город Амастриду на южном побережье Черного моря. А в 860 году произошло нападение Руси на Константинополь. Тогда Русь успела разрушить предместье Царьгорода, но через неделю сняла осаду, заключив, как пишет отечественный летописец, выгодный для Руси «договор мира и любви» с Византией. Император Михаил оставил войско и срочно вернулся из похода на арабов, чтобы организовать оборону на многокилометровых стенах города. В своей проповеди патриарх Фотий вспоминал, что «город едва не был поднят на копье», то есть была опасность, что он будет взят.

Иностранцы сообщают о существовании в Надднепрянщине могущественного княжества во главе с «королем Диром». Приблизительно в 867 году Константинопольский патриарх Фотий сообщает о массовом крещении русов. И на месте могилы Аскольда, и на месте могилы Дира еще в княжеские времена были построены церкви, что подтверждало принятие христианства Аскольдом и Диром.

Согласно летописи, в 882 году в Киев прибыли другие варяги — сын того же Рюрика, малолетний князь Игорь, и его родственник Олег. По пути они захватили Смоленск и Любеч и поставили там своих наместников. Встреча с Аскольдом и Диром закончилась их убийством, в результате чего власть в Киеве захватил Олег.

Захватив Киев, Олег начал вести себя как правитель Руси, как тогда называли Киевщину. Он установил, что Киев является главным ее городом, сказав, что «се буде мати міст руських». Это его заявление касалось исключительно Руси, то есть Средней Надднепрянщины.

Следует отметить, что земли современной Центральной России во времена Олега еще не входили в состав Киевского государства. Массив финно-угорских народов, сконцентрированный на территории современной Центральной России, остался во времена Олега вне влияния Киева и был покорен лишь его преемниками на великокняжеском троне.

Другие подвластные варягам города, а также зависимые племена Олег начинает рассматривать как подданных Киева. Например, киевский князь вынуждает Новгород ежегодно платить дань Киеву в размере 300 гривен, из которых 100 гривен оставалось в Новгороде и шло на содержание киевской княжеской администрации, а остальные отсылали в Киев.

Олег последовательно присоединяет к Киевскому государству племена древлян (883 г.), северян (884 г.), радимичей (885 г.). В 907 году Олег нападает на Византию. По данным отечественной летописи, морская часть войска состояла из двух тысяч кораблей, на каждом из которых сидело по 40 человек. В соответствии с данными летописи, армия Олега насчитывала более 80 тысяч воинов — очень значительное войско для периода Средневековья. Под впечатлением от киевского войска Византия пошла на переговоры с Русью, желая откупиться данью.

Следующий князь — Игорь Старый — был сыном варяжского князя Рюрика, который, захватив Новгород, там и умер около 879 года. Самые давние киевские книжники XI века не признавали и не уважали ни Рюрика, который вообще никогда не был в Киеве, ни Олега, который был не из княжеского рода и формально считался лишь регентом Игоря.

Официальная летопись Киевской Руси ХІІ века относит к славянам следующие племена: «поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, волыняне». Как видим, на территории современной России к славянам причисляется лишь Новгород, который был преимущественно истреблен или депортирован Московией в ХV—XVI вв.

Определенное время в истории была популярна теория о скандинавском происхождении названия Киевской Руси, которое ей якобы дали пришельцы-варяги. Однако в настоящее время под давлением фактов эта теория опровергнута.

Название Русь впервые употребляет относительно территории Средней Надднепрянщины в середине VI века Псевдо-Захария. Этот сирийский автор в 555 году говорит о народе Северного Причерноморья и Надднепрянщины как о народе «рос», который проживал к северо-западу от Приазовья, то есть на Среднем Днепре. Также в произведении готского историка Иордана (VI век), который описывает события IV века, речь идет о народе «россомоны», который проживал в Средней Надднепрянщине. Однако, ни в VI веке, ни в IV веке никаких варягов в регионе быть не могло. Первый исторически зафиксированный выход скандинавов на международную арену (их нападение на Англию) датируется 787 годом. Это первая дата появления викингов в международной истории, которое произошло на несколько веков позже после фиксации названия Руси. Первые же достоверно известные данные о контактах славян Надднепрянщины с варягами датируются вообще лишь серединой ІХ века.

К тому же, в отечественных летописях русы отделяются от варягов. В летописях Русь подается в перечне племен как отдельная этническая единица, наряду с варягами, полянами и другими племенами. Еще больше сведений, отделяющих русов от варягов, есть в иностранных источниках, в частности в арабских и европейских. Кроме того, в скандинавских источниках нет никаких указаний на то, чтобы какие-то скандинавы сами себя называли русами. К тому же, византийцы хорошо знали варягов, так как те часто шли служить наемниками в войско Византии. Русы или росы у византийцев — это всегда население Средней Надднепрянщины и Северного Причерноморья, а не скандинавы с каких бы то ни было других территорий — самой Скандинавии, Италии, Франции и тому подобное, которых было немало в Константинополе.

В придачу, сразу к югу от Киева, на правом берегу Днепра, сосредоточено целый ряд имен собственных с соответствующим корнем: реки Рось, Росава, Роставиця, Росена, Роська, Рута, Рутец, Малый Рутец, крепость Родень и тому подобное.

Возникновение названия Руси относительно территории Средней Надднепрянщины за многие века до появления на исторической арене викингов-варягов является свидетельством того, что название Русь имеет местное, надднепрянское происхождение.

В І тысячелетии н. э. здесь проживало особенное племя — росы (русы). Многочисленные письменные источники путешественников и политических деятелей утверждают, что это племя не было славянским. Особенно много таких сообщений у арабских путешественников, которые в ІХ—Х вв. часто бывали на территории Украины, приходя из Хазарии и Волжской Булгарии.

По данным путешественников, русы в Х веке имели характерные черты — религиозный культ меча, способ и ритуал захоронения, одежду (в частности, характерные для скифов и сарматов, а в дальнейшем и для украинцев широкие шаровары, шерстяные шапки с длинными шлыками, сохраненные в Украине до времен казачества), сарматские названия должностей своих вождей и тому подобное.

Все это дает возможность связать русов VI—X вв. с остатками сарматов.

Поселения сарматов в регионе Правобережья Средней Надднепрянщины, то есть в районе «первичной Руси», появились еще в I в. до н. э. На этих землях фиксируется значительное количество сарматских могильников начала нашей эры (больше всего по р. Тясмин и р. Рось). В этом районе поселилась часть сарматского племени роксолан.

Русь X—XII вв. находилась в пределах современных Киевской, Черниговской, Житомирской, значительной части Черкасской, Полтавской и Сумской, а также части Винницкой областей. Обитателей этой территории, то есть представителей племенных союзов полян и северян, а также впоследствии и древлян, называли русинами или, реже, русами. С конца ХІІ в. Русью, кроме Центральной и Северной Украины, начинают называть и западноукраинские земли. Впервые появившись в по меньшей мере VI веке, название Русь продержалась в Украине (Западной) до ХХ века, а в Центральной Украине — до XVIII века. Еще гениальный поэт Иван Франко в 1914 г. писал: «Я єсмь русин». Некоторые обитатели Закарпатья до сих пор называют себя русинами.

Попытки Московщины присвоить название Руси начались с XV века. Часто руководители тех стран, которые считают, что им не хватает своей истории, пытаются присвоить чужую, более авторитетную и уважаемую. Например, московские цари долго пытались вывести свой род от основателей Рима Ромула и Рема, императора Августа и тому подобное.

Тот факт, что современная Россия позаимствовала историческое название Украины, является лишь признаком престижности имени Руси. На имя и наследство Киевской Руси не может претендовать никто, кроме народа, на исконной территории которого расположены основные государственно-политические, культурные и религиозные центры Руси — Киев, Чернигов, Переяслав, Канев, Белгород, Васильков, Вышгород, Юрьев, Любеч, Овруч, Острог, Путивль, Новгород-Северский, Олешки, Прилуки, Владимир-Волынский, Луцк, Галич, Львов, Звенигород, Теребовля...

Примечательно, что именно те земли Украины, которые в свое время входили в состав Киевской Руси, больше всего сохранили украинскую этническую идентичность.

Это — факты. У российской истории есть свои факты. В частности тот, что первая российская (Владимиро-Суздальская) форма государственности началась лишь после сепарации Суздальской земли от Киева в середине ХІІ века. А сын Юрия Длиннорукого и половецкой княжны Андрей Боголюбский в действительности является «первым великороссом на исторической арене», как писал в свое время русский историк Н. Ключевский.

Зачем тогда России «зарываться» аж в ІХ век? Как сказала на совещании у российского президента один из историков В. Уколова, «ІХ век — это век, когда образуется Французское государство, Германия. Это позволяет снять обман, что мы где-то отстаем, то ли в общем тренде, то ли в мировом развитии куда-то в сторону идем».

Поэтому нынешние празднования — от имперской привычки казаться более древними и более родовитыми, чем есть на самом деле. Хотя, наверное, от такого тщеславия страдает не только Россия, но и многие другие страны, которые считают, что им чего-то не хватает. Конечно, никто не может запретить России конструировать свои национальные мифы, чтобы что-то доказывать всему миру, даже во вред истине. Но вот к чему это приводит. На том же совещании российский президент Медведев поинтересовался у одного директора Института археологии РАН: «В одном из материалов к встрече написано, что все-таки Владимир (на Клязьме) был основан Владимиром Мономахом в 1108 году, а только что я разговаривал с губернатором, он мне изложил уже другую версию». На что русский историк компетентно ответил: «Вполне очевидно, что Владимир был основан Владимиром Мономахом, и если бы владимирская администрация, когда праздновала юбилей основания города Владимиром Святославичем, запросила бы справку в Российской академии наук, то она бы получила этот ответ. Но, к сожалению, тогда эту справку не запросили, и у нас здесь выходят такие странные вещи: в городе стоит памятник Владимиру Святославичу — основателю Владимира, а Владимир был основан через 100 лет совсем другим князем — его правнуком Владимиром Мономахом».

Век туда, век сюда — что это для вековой пропаганды?

Между тем, как заявил на том же совещании у российского президента российский историк А. Петров, более 80% россиян не знают имени-отчества своих прадедов.

А еще Россия остается страной с непредсказуемым прошлым. Как в позапрошлом столетии писал один русский классик: «Российское правительство, словно обратное провидение, обустраивает к лучшему не будущее, а прошлое».

Александр ПАЛИЙ, историк, автор книги «Ключ к истории Украины»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ