Аркадий МОШЕС , эксперт Финского института международных отношений:
— Этот кризис имеет внутриукраинское происхождение и поэтому должен разрешаться в процессе переговоров и нахождения компромиссов. Пути выходы из кризиса тоже являются внутриполитические. Поэтому я большой роли для вмешательства Европы не вижу. Если бы был риск того, что ситуация выйдет из-под контроля и начнутся какие-то насильственные действия сторон в отношении друг против друга, то здесь Европа могла бы и наверняка сыграла бы определенную стабилизирующую роль. Но, слава Богу, в сегодняшней ситуации риск перерастания или экскавации конфликта минимален. Поэтому, я думаю, что так или иначе внешние актеры сохранят роль наблюдателей со стороны.
Решение конфликта должно быть комплексным и включать в себя как правовые, так и политические аспекты. Потому что корни сегодняшней проблемы заложены в решениях, принятых в декабре 2004 года, когда некие правовые решения были подогнаны под понятие политической целесообразности и справедливости, чтобы быть приемлемыми для обеих сторон тогдашнего конфликта. Из Европы видится, что вряд ли удастся без выборов вывести ситуацию из того сложного положения, в котором она оказалась. Но, при этом сами выборы должны проводиться в рамках новой и достаточно прозрачной для всех правовой платформы.
Гжегож ГРОМАДСКИ , эксперт Фонда имени Стефана Батория, Польша:
— На мой взгляд, этот кризис — очень серьезный и поэтому не может быть простого выхода из него. Дождаться ответа Конституционного Cуда может быть одним из простых вариантов окончания этого кризиса. Но никто не знает, когда будет решение этого суда. Я думаю, что придется ждать несколько недель, пока появится решение Конституционного Cуда. Проблема в том, что на самом деле этот кризис будет долгим. Ведь уже прошло несколько недель с начала кризиса, а если добавить еще несколько, то возникнет серьезная проблема, как для развития внутреннего политического процесса, так и внешнего имиджа Украины.
Я думаю, что серьезная проблема в Украине состоит в том, что никто не знает, каким будет влияние двух сторон конфликта на Конституционный Cуд. Большинство наблюдателей считает, что выход из кризиса должны найти сами украинцы, а политическая элита Украины — какой-то компромисс. Но если говорить об этой проблеме в более широком плане, то следует признать, что существовала угроза создания конституционного большинства у Януковича. А это был бы конец демократии или очень сильная угроза для демократии в Украине. Потому что сейчас в украинском обществе такая ситуация, а это видно и с Польши и других стран Евросоюза, что ни одна, ни другая сторона конфликта не может получить конституционного большинства в честных демократических выборах. Те, кто смотрит на Украину, считают, что попытка получить 300 голосов в Верховной Раде была направлена против духа демократии. Но, с другой стороны, решение Президента о роспуске Верховной Рады тоже не совсем соответствует Конституции Украины. В таком плане очень сложно сказать, какой может быть выход из этой ситуации. На мой взгляд, очевидно, что всем в Евросоюзе нужна сильная, демократическая Украина. Но я не вижу возможности влияния из вне или посредничества, как это было во время оранжевой революции. Потому что сейчас совсем другая ситуация. Ответы на эти вопросы должна найти украинская политическая элита.