Это наконец-то случилось и в Киеве. Впервые в политической истории Украины прошел марш «Антикапитализм-2005». Поэтому заметки об этом событии будут построены по диалектическому принципу: тезис— антитезис—синтез. Итак, событие это сенсационное сразу по нескольким причинам. Во-первых, отечественные левые молодежные организации до сегодняшнего дня находились на обочине, оставаясь весьма малочисленными и незаметными. Во-вторых, именно по этой причине весь левый сегмент политики оккупировали никому не интересные, беспробудно «совковые» сторонники Симоненко и Витренко. В-третьих, еще ни разу новым левым не удавалось хоть что-нибудь сделать вместе, забыв о межпартийных спорах.
Наконец, до сих пор все подобные акции оставались в рамках сугубо политической болтовни, без эстетической окраски — при том, что в общем левые всегда умели выстраивать свое движение довольно ярко и оригинально именно с художественной точки зрения. А тут после марша обещали целый рок-концерт.
Уже подготовка к «Антикапитализму-2005» произвела впечатление — весь центр, большинство вагонов метро и подземных переходов были заклеены листовками-стикерами с маршрутом, временем начала и лозунгами акции. Цветные, с ярким дизайном, большого формата стикеры — это настоящая роскошь даже для крупных партий. А тут — молодые нонконформисты; неужели такая большая партийная касса? Причина выяснилась позже.
Итак, в назначенный день — теплый, солнечный — я, сгорая от любопытства, поднялся по эскалатору метро «Арсенальная». Колонна уже выступила. Непривычно многочисленная — не меньше тысячи человек — и весьма разношерстная. В хвосте шла «социал-демократическая молодежь» — молчаливая, с мрачными лицами. Дальше — чуть лучше — комсомольцы со скандированием: «Ленин, партия, комсомол!» Ближе к голове колонны совсем хорошо — веселые и раскованные леваки «Че Гевара» и «Левая инициатива», — панки, рэперы, анархисты, приятно посмотреть — шли по официозной улице Грушевского, мимо напыщенных государственных учреждений…
Солнечный день, молодые голоса, кумачовые полотнища… Красиво. Праздник.
Дошли до Контрактовой площади. Там уже стояла сцена, а перед ней уже ждали тоже с красными знаменами — печально известные провокаторы «Братства» и национал-большевистская партия. Которые к левым имеют отношение разве что цветом знамен.
Начались речи, которые произносили взрослые дяди в официальных костюмах. Комсомольцы развернули транспарант «Орденоносная Черкасщина приветствует киевлян!» Просторная площадь сразу стала похожа на затхлый зал отчетно-выборного собрания.
Беру газету «Антикапитализм-2005». На страницах — манифест акции и статьи о каждой из организаций-участников. А еще пометка, что эта газета — «спецвыпуск газеты «Новый понедельник». «Учредитель — Дмитрий Джангиров». Да, тот самый Джангиров — олицетворение журналистской беспринципности, преобразователь телеэфира в заказной мусор… И еще меня познакомили с одним из организаторов акции — российским политтехнологом со звучной фамилией Милосердов. Который до этого интенсивно работал на наших президентских выборах — и отнюдь не на оппозицию.
Странный «антикапитализм» — за деньги худших капиталистов-воришек, какие только есть в бывшем СССР…
Но вдруг на сцену вышел парень и без лишних церемоний сказал чистую правду: что на митинге находятся люди с фашистской символикой, — «нацболы» и «братчики», и если они не свернутся, то их вытеснят принудительно. Те ответили матерными словами. Тогда настоящие левые — упомянутые смешные панки и анархисты — выстроились в колонну и пошли на противника со скандированием: «Фашизм не пройдет!» Те, как всякая нацистская сволочь, начали махать кулаками. Интересно, что сверхпринципиальные комсомольцы сразу свернули свою «орденоносную Черкасщину» и сделали вид, что вышли. Толкотню разогнал «Беркут». «Братству» ничего не оставалось, как уйти — не послушав концерт прекрасной рок-группы «Приключения Электроников». Которые вышли и заиграли под хэви-металл (!) детские советские песни — и про «Прекрасное далеко», и про «Проскакал по городу олень».
Уже нужно было идти — но не хотелось.
Потому что вокруг сцены плясали хорошие и честные дети, хором распевая «Крылатые качели летят, летят, летят!..»
Мусор отпал — остался праздник.
На такую революцию, воля ваша, я согласен.