События, которые привели к завтрашней инаугурации Президента Украины, станут краеугольным камнем в истории не только Украины, но также ее отношений с Европейским Союзом, ведь они продемонстрировали масштаб приверженности Украины демократическим ценностям, на которые опирается Европа. Даже еще до того, как произошли эти события, ЕС планировал повысить статус своих отношений с Украиной, но сейчас понятно, что наши отношения получили новое звучание, и теперь мы сможем двигаться быстрее, чем нам казалось сначала.
Европейский Союз высоко ценит Украину как партнера, который, как мы надеемся, сможет выгодно воспользоваться политикой соседства ЕС. В частности, эта политика предлагает странам, с которыми ЕС имеет общие границы, такие новые возможности, как получение выгоды от процветания нашего общего рынка, более тесное сотрудничество с ЕС и даже участие в некоторых направлениях деятельности ЕС. Это весомое предложение, однако оно зависит от проведения конкретных шагов по экономической реформе и усиления верховенства права, добросовестного управления, прав человека и демократии.
В декабре прошлого года, когда улицы Киева были заполнены демонстрантами, требовавшими демократии, мы в Брюсселе занимались согласованием Плана действий, целью которого является приближение Украины к Европе как в политическом, так и в экономическом отношении. Мы решили, что внедрение этого Плана начнется только после проведения демократических выборов. Честное и свободное голосование, состоявшееся 26 декабря прошлого года, которого так упорно требовали так много украинцев, теперь открывает нам путь к высвобождению потенциала наших более глубоких отношений.
Больше всего Европа может предложить тем, кто разделяет ее ценности, и мы хотим, чтобы Украина достигла стремительных результатов. Результатов, которые будут отвечать многим стремлениям, которые были высказаны самой Украиной о будущем государства и изменениях, которые могут улучшить ежедневную жизнь каждого.
Мы знаем о том, какое сильное желание существует в отношении более свободного передвижения в Европе. Именно поэтому в Плане действий содержится предложение начать с Украиной диалог с целью разработки будущего соглашения об упрощении визового режима. Такое соглашение может стать основным вкладом в облегчение бюрократической нагрузки на путешествующих, и, кроме того, это дает важный сигнал, что украинцы — это не просто граждане «третьих стран», а наши близкие соседи, с которыми мы имеем общие интересы, идеалы и стремления.
Мы хотим, чтобы Украина воспользовалась теми преимуществами, которые может дать более тесная экономическая интеграция с ЕС. Мы должны разработать пакет мер, чтобы помочь Украине улучшить ее доступ к внутреннему рынку ЕС со всеми вытекающими последствиями в отношении рабочих мест и доходов, и мы также должны исследовать возможность введения зоны свободной торговли между Украиной и ЕС в будущем. Евросоюз пользуется каждым случаем, чтобы поддержать вступление Украины в ВТО, а тем временем предлагает исследовать некоторые ключевые позиции украинского экспорта в ЕС, и, где возможно, начать постепенную либерализацию.
Тем, кто призывал нас к предоставлению Украине статуса страны с рыночной экономикой, мы опять отвечаем, что этот статус может быть предоставлен только тем странам, которые достигли определенных критериев.
Украине следует совершенствовать некоторые нормы, в частности те, которые касаются вмешательства государства в процесс ценообразования и регулируют процедуру банкротства. Однако давайте посмотрим, как мы можем помочь ускорить проведение необходимых реформ.
Чем больше мы будем работать вместе, тем более тесными будут наши отношения. Мы должны расширить наше сотрудничество во всех сферах, где у нас есть общие интересы. Можем ли мы помочь усилить ваши реформы в сфере демократии и верховенства права? Можете ли вы еще теснее сотрудничать с нами над решением региональных кризисов, таких как Приднестровский конфликт? Разве наши обе стороны не выиграют от более тесного сотрудничества в транспортной и энергетической отраслях? Хочет ли Украина участвовать в общеевропейском сотрудничестве по охране окружающей среды или в разработке европейской системы спутниковой навигации? План действий, который мы имеем, богат такими возможностями.
Наше желание более глубоких отношений с Украиной касается не только деятельности правительств и институций, но также и граждан. Важно больше сблизить наши народы, нашу молодежь, наших студентов и наши гражданские общества. Мы предлагаем привлекать украинских ученых к научным обменам высокого уровня, к работе над сближением наших систем высшего образования, чтобы Украина могла стать частью европейского пространства высшего образования. Мы могли бы подключить Украину к некоторым внутренним программам ЕС, таким как программа «Молодежь», которая организовывает обмены молодыми людьми и поддерживает межкультурный диалог.
Что несет нашим отношениям будущее? Как далеко мы можем пойти вместе? Этого я не могу сказать, но уже даже на нынешнем этапе мы предлагаем перспективу скрепления наших более тесных связей через разработку нового расширенного соглашения между Украиной и ЕС взамен наших сегодняшних договоренностей, если успех в выполнении Плана действий действительно оправдает новое выражение наших особых отношений.
Я надеюсь на обсуждение этих и других идей на специальном заседании Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС в Брюсселе 21 февраля этого года. Скорость, с которой мы будем продвигаться, зависит от скорости, которую определит новое правительство Украины, но я уверена, что это правительство будет достаточно амбициозным, и мы сможем быстро двигаться вперед. У нас есть возможность сблизиться, как никогда раньше, и я со своей стороны буду делать все от меня зависящее, чтобы мы наверняка воспользовались этим моментом.