Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На перекрестке интересов

Правительство подсчитало плюсы и минусы от вступления в ВТО
9 ноября, 2002 - 00:00

Министерство промышленной политики представило прогноз развития ситуации в различных отраслях украинской экономики в случае вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию. Ожидается, что снятие таможенных барьеров станет хорошей новостью для металлургов, химиков, текстильщиков и машиностроителей. В тоже время к убыткам, связанным с притоком импорта на внутренний рынок, готовятся производители автомобилей и мебели. Напомним, что ВТО — международная организация, которая на принципах прозрачных экономических границ объединяет 144 страны, на которые приходится 91% мировой торговли.

По подсчетам Минпромполитики, после вступления Украины во Всемирную торговую организацию дополнительный заработок металлургов составит, как минимум, 150 миллионов долларов ежегодно. Это означает, что правительство на пути в ВТО получит в союзники одно из самых влиятельных отраслевых лобби страны. Дополнительные прибыли химической и легкой промышленности Министерство пока не подсчитало, но ожидается, что их объемы экспорта также существенно вырастут. Отсутствие конкретных расчетов по некоторым отраслям директор департамента внешнеэкономических связей Минпромполитики Юрий Петровский объяснил нехваткой времени, средств и кадров. Отметим, что заявку в ВТО Украина подала в 1994 году.

В тоже время точно известно, что убытки мебельщиков от снятия таможенных барьеров могут составить 61,7 миллиона гривен. Начальник управления мебельной промышленности Владимир Вареница заявил, что не является противником международной торговой интеграции, но просто так открывать мебельный рынок для импорта не позволит: «Условия, которые нашей отрасли предлагают для вступления в ВТО, предусматривают снижение пошлины на импорт до нуля. Сейчас пошлина составляет 25%. Если будет ноль, то такой же ноль получит и бюджет, и отечественные производители». Представители мебельного и деревообрабатывающего бизнеса занимают несколько влиятельных кресел в различных органах власти, так что острая дискуссия вокруг условий конкуренции украинских предприятий с иностранными на внутреннем рынке, похоже, еще впереди.

А вот в отношении автомобилестроения решение уже принято — льготы для СП «АвтоЗАЗ-ДЭУ» придется отменить, поскольку они слишком явно нарушают международные принципы равноправной конкуренции. Запорожский автозавод потеряет льготы по уплате импортного НДС и налогу на землю. «Убытки от остановки автозавода составят 262 миллиона гривен, а бюджета — 68 миллионов», — резюмировал Юрий Яковенко, начальник отдела автомобилестроения Минпромполитики. Впрочем, его фатализм, возможно, преувеличен. Юрий Петровский тут же сообщил, что правительство сейчас заканчивает разработку перечня мер, которые должны компенсировать возможные потери «АвтоЗАЗ-ДЭУ».

К отраслям, которые могут пострадать от наплыва импорта, Минпромполитики отнесло и тяжелое машиностроение. Но приход иностранных инвестиций в виде современного оборудования скорее следует рассматривать как пользу, а не вред. К тому же директор департамента машиностроения Владимир Ткаченко объявил, что отрасль уже, по сути, готова к вступлению в ВТО: «Предприятия уже занимаются конкретной подготовкой — задержка за политиками».

Во многом именно пересечение политических и экономических интересов отраслевых промышленных лобби и решит судьбу Украины на пути в ВТО. Кабмин дает им понять, что вступление в организацию неизбежно. «У предприятий просто нет выбора. Нужно готовиться к работе в условиях свободной конкуренции», — говорит Юрий Яковенко. Но острая дискуссия в любом случае будет. Парламенту к лету следующего года предстоит принять 14 законопроектов, которые являются условием вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию. Главный из них — Налоговых кодекс. Несмотря на то, что заявку на членство в ВТО Украина подала 8 лет назад, самые жаркие бои вокруг этой темы начнутся сейчас, на финишной прямой.

Сергей СЫРОВАТКА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ