В Украине опять начал дорожать бензин. В среднем цены растут на 2—5% еженедельно. Среди причин нефтетрейдеры называют сезонное превышение спроса над предложением, что связано с потребностями села в нефтепродуктах на уборочную кампанию. Среди влиятельных факторов отмечается и сокращение поставок с главных нефтеперерабатывающих заводов страны. Каждый украинский водитель знает, что конец лета традиционно является кризисным периодом для рынка горючего. Только в прошлом году правительство Ющенко жесткими мерами удалось прервать грустную традицию августовских ценовых взрывов вследствие дефицита нефтепродуктов. Нынешний август также уже обрел первые признаки дестабилизации, главный из которых — сокращение производства бензина и его импорта. Премьер- министр Анатолий Кинах заявил, что, по его мнению, за этой тенденцией стоит намерение некоторых нефтетрейдеров «раскачать» рынок и заработать на ажиотаже.
Заметную нервозность руководства правительства вызвала и остановка одновременно нескольких нефтеперерабатывающих заводов на ремонт или реконструкцию. Речь идет об Одесском и Лисичанском заводах. Тот факт, что ремонт был запланирован на период жатвы, то есть на пик потребления горючего в стране, говорит сам за себя. Такие ошибки случайно не допускаются, а поэтому и ошибками их правительство не считает. По поручению премьера эти предположения будут проверены.
В целом Кабинет Министров в последнее время делает все, чтобы нефтетрейдеры стали как можно более послушными, и не допустить топливного кризиса. Именно в таком контексте, очевидно, следует воспринимать иск Фонда госимущества о расторжении соглашения покупки-продажи Одесского НПЗ. Сейчас этим заводом владеет российский нефтегигант «Лукойл» через дочернюю структуру «ЛУК- Синтез Ойл Лимитед». Аргумент иска — невыполнения инвестиционных обязательств. Действительно, в прошлом году на Одесский НПЗ не было поставлено обещанных в соглашении 2,4 миллиона тонн российской нефти. Но вряд ли только по стечению обстоятельств об этом пункте соглашения в Фонде вспомнили именно сейчас, когда правительство требует как можно большего влияния на нефтетрейдеры. Кстати, министр экономики Александр Шлапак уже сознался, что государство не будет настаивать на таких жестких мерах, как национализация завода. «Главное, чтобы в дальнейшем не было сокращения поставок нефти», — замечает министр, и по его словам становится понятной реальная цель судебного иска против «Лукойла».
Параллельно готовится наступление на нефтетрейдеры и на налоговом фронте. Анатолий Кинах поручил Министерству экономики подготовить предложения, которые бы привели к исчезновению давальческих схем и работе украинских НПЗ. На сегодня 80% горючего в Украине производится как расчет за поставленную нефть. Такая схема позволяет избегать налогообложения. В Министерстве экономики прогнозируют, что после исчезновения давальческих схем цены на нефтепродукты заметно вырастут, но очевидно, правительство готово пойти на дистабилизацию рынка для пополнения бюджета. Сегодня в министерстве существует и оппозиция этому решению, ибо после роста цен существует угроза, что трейдерам опять будет более выгодно завозить в Украину не нефть, а уже готовый бензин из России. Таким образом, украинские НПЗ могут остаться без работы, и тот же бюджет опять же пострадает. Это мнение изо всех сил пытаются донести правительству компании, которые владеют заводами.
Тем временем правительство строит с российскими нефтетрейдерами совсем нелояльные взаимоотношения, а Анатолий Кинах даже публично подозревает российские нефтетрейдеры в согласованных действиях на украинском рынке. Они сейчас контролируют как минимум 60% оптовой продажи горючего в нашей стране. Чтобы ограничить это влияние, в конце прошлого месяца аукционный комитет по продаже нефти пошел на беспрецедентный шаг, запретив конкретным покупателям участвовать в торгах на нефть, добытую в Украине. В черный список вошли «Лукойл-Украина», «ТНК-Украина», и «Казахойл Украина». Они контролируют соответственно Одесский, Лисичанский и Херсонский нефтеперерабатывающие заводы. «Они должны поставлять нефть из России и Казахстана, и выполнять инвестиционные обязательства», — разъяснил это решение премьер Анатолий Кинах. По его словам, остальные украинские НПЗ не в состоянии конкурировать с российскими гигантами, и поэтому их мощности остаются неиспользованными. «Если российские компании хотят использовать право сильного в борьбе со слабым конкурентом, то мы с этим не можем согласиться», — говорит министр экономики Шлапак.
Судя по всему, постепенного роста цен на горючее избежать не удастся. Опыт прошлых лет показывает, что любое вмешательство государства в этот рынок неминуемо приводило к ценовому всплеску. Правительство Кинаха вмешивается довольно жестко, и, похоже, идти на компромиссы не намерено. Если взаимоотношения правительства и нефтетрейдеров будут развиваться по этому же сценарию, остается дождаться соответствующей реакции раздраженного рынка.