Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На языке Анатолия Шекеры

Фестиваль, посвященный великому хореографу, продемонстрировал высочайший уровень украинского балета
18 ноября, 2008 - 00:00
ПОДОПЕЧНЫЕ ВАДИМА ПИСАРЕВА (ДОНЕЦКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. А. СОЛОВЬЯНЕНКО) ИСПОЛНИЛИ ПРОНИКНОВЕННУЮ КОМПОЗИЦИЮ НА МУЗЫКУ Л. БЕТХОВЕНА «ПАМЯТИ ШАХТЕРОВ» / ЛЕГЕНДАРНОЕ «БОЛЕРО» В ИНТЕРПРЕТАЦИИ А. ШЕКЕРЫ (ДЕВУШКА В БЕЛОМ — АННА ВАСИЛЬЕВА, ЮНОША — ЮРИЙ КЕКАЛО) ФАНТАЗИИ НА ТЕМУ «СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ» НА МУЗЫКУ СЕРГЕЯ РАХМАНИНОВА ПОСТАВИЛ ДМИТРИЙ КЛЯВИН. НА ГАЛА-КОНЦЕРТЕ ЭТУ МИНИАТЮРУ ИСПОЛНИЛИ МАКСИМ МОТКОВ (НЫНЕШНИЙ ЛАУРЕАТ ШЕКЕРОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ) И ТАТЬЯНА ЛЕЗОВА

Восемь лет, как перестало биться сердце этого замечательного хореографа. Сегодня мастера помнят многочисленные любители балета, а его творческую эстафету продолжают ученики и последователи. Постановки Анатолия Федоровича традиционно проходят с аншлагами, что в очередной раз подтвердили полные залы Национальной оперы (все четыре фестивальных дня, посвященных памяти Анатолия Шекеры, на подходах к театру спрашивали лишние билетики). Так было на сказочно-лирическом «Лебедином озере», поэтически-драматическом «Ромео и Джульетте», героико-эпическом «Спартаке» и страстно-утонченном «Болеро». Эти балеты показали, насколько разносторонне талантливым был Анатолий Шекера. Он умел бережно относиться к классике, создавая собственный балетный язык. На его спектаклях зрители смеются и плачут, внимая каждой сцене, сопереживая героям. У Шекеры был дар создавать масштабные спектакли, причем так называемая «массовка» у балетмейстера никогда не была просто толпой, а она играла именно ту роль, которую поставил перед танцорами хореограф. В спектаклях Анатолия Федоровича всегда солируют только лучшие из лучших артистов, демонстрируя не только виртуозное владение танцевальной техникой, но и свое драматическое мастерство, передавая языком пластики и танца самые тонкие человеческие чувства. Видимо поэтому шекеровским спектаклям не подвластно время, они волнуют зрительские сердца, а артисты борются за почетное право выступать в балетах Анатолия Федоровича.

Сегодня выросло несколько поколений танцовщиков и хореографов, прошедших мастер-класс Шекеры. Символично, что на гала-концерте — закрытии фестиваля — было исполнено его легендарное «Болеро», а также сцены и фрагменты из постановок, созданные учениками Анатолия Федоровича, и теми, кто считает его своим учителем.

По словам гендиректора Национальной оперы Петра Чуприны, «феномен этого украинского хореографа еще предстоит изучать и анализировать театроведам и критикам. Балетное творчество Анатолия Шекеры прославило нашу страну и украинскую хореографическую школу. Он стоит в одном ряду с такими мастерами, как Петипа, Баланчин, Бежар, Григорович; сохраняя классические традиции, Шекера искал и находил свой выразительный язык в танце. Благодаря Анатолию Федоровичу была создана балетная труппа Национальной оперы (много лет он был главным балетмейстером Киевского театра оперы и балета), которая по праву считается лучшей в Украине. Его балеты украшают афиши не только нашего коллектива, но и многих стран мира, в частности, Хорватии, Турции, Македонии».

Благодаря сподвижничеству вдовы Анатолия Шекеры, в прошлом прекрасной балерины, а ныне замечательного педагога Элеоноры Стебляк, постановки Анатолия Федоровича продолжают радовать публику; несколько поколений артистов оттачивают свое мастерство, участвуя в его спектаклях.

В этом году лауреатом Балетного фестиваля им. А. Шекеры стал солист Национальной оперы Максим Мотков. Получая награду, он сказал: «Я счастлив, что не только лично знал Анатолия Федоровича, но мне посчастливилось работать вместе с ним. Он умел увлечь и зажечь творчеством всех артистов труппы, распознать талант, не боялся экспериментировать, поручая молодежи самые сложные драматические партии».

Сегодня балетную труппу Национальной оперы возглавляет ученик Шекеры — Виктор Яременко, который на вечере подчеркнул: «Мы продолжаем традиции, заложенные Анатолием Федоровичем». На гала-концерте были представлены разные постановки непосредственных учеников мастера танца и тех, кто сегодня продолжает трудиться, строя большой современный балетный дом, продемонстрировав публике свои творческие поиски и находки, а именно: Вадим Писарев, Алла Рубина, Дмитрий Клявин, Виктор Литвинов, Ондрей Шотт, Анико Рехвиашвили, Сергей Бондур и Виктор Яременко. Вечер подарил зрителям встречу с прекрасными танцовщиками из Киева и Донецка: Еленой Филипьевой, Сергеем Сидорским, Максимом Мотковым, Татьяной Лезовой, Юрием Кекало, Анной Дорош, Максимом Чепиком, Николаем Михеевым, Анной Филатовой, Константином Пожарницким, Игорем Булычовым, Александром Шаповалом, Андреем Гурой и др.

Татьяна ПОЛИЩУК, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ