Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Начали делить...

18 октября, 2001 - 00:00

Вчера Верховная Рада в первом чтении рассмотрела законопроект о госбюджете на 2002 год. «Поданный Кабмином проект государственного бюджета на 2002 год не достаточно «прозрачный». В документе имел место значительный скрытый финансовый ресурс», — заявил в своем докладе глава профильного комитета Александр Турчинов. Отчитываясь перед депутатами о проделанной работе, он отметил: «Мы подготовили предложения по увеличению доходной части бюджета на 13,9 млрд. грн. (треть поданного бюджета! — Авт. )» Для осуществления этой цели бюджетный комитет предложил включить в доходную часть бюджета поступления от приватизации (5,8 млрд. грн.), которые правительство планировало направить на погашение финансового дефицита и внешних долгов. «Именно тут и был скрыт реальный профицит», — считает А. Турчинов. Кроме того, к доходной и, соответственно, расходной части бюджета народный депутат предложил отнести Государственные социальные фонды (исключая пенсионный) на общую сумму 4,7 млрд. грн. Третьим компонентом планируемого увеличения доходов государства А . Турчинов назвал «отдельные налоги и сборы», оценив их в 3,4 млрд. грн. (налог на прибыль — 810 млн., сбор за специальное использование водных ресурсов — 150 млн., акцизный сбор — 150 млн. и т. д.)

Между тем министр финансов Игорь Митюков, отметив ряд конструктивных предложений комитета, подчеркнул, «что мы не можем согласиться с таким вариантом увеличения доходной части». «У нас возникают большие сомнения в отношении возможности дополнительно подключить внутренние сборы на сумму 3,3 млрд. грн. без обоснования возможности проведения этой операции на внутреннем рынке капитала. Это же относится и к увеличению доходов от налога на прибыль», — сказал И. Мютюков. Включение же поступлений от приватизации непосредственно в доходную часть бюджета, по словам министра, «может дестабилизировать ситуацию».

Куда больший интерес народных избранников вызвало обсуждение расходной части бюджета. Коммунисты и ПСПУ традиционно подвергли критике социальную сторону законопроекта. Представителей фракции «Регионы Украины» всерьез обеспокоило предложение А. Турчинова сократить «содержание» органов исполнительной власти на 200 млн. грн. и, отдельно, ГНАУ на 95 млн. О недостаточном финансировании транспортной отрасли вспомнили представители НДП, чей глава сейчас возглавляет Министерство транспорта.

По словам А. Турчинова, «в ходе подготовки выводов и предложений по законопроекту в комитет поступило около 1600 предложений от разных парламентских комитетов, отдельных народных депутатов, фракций, групп, НБУ, местных органов власти и других участников бюджетного процесса. 1000 из них — учтено». «В целом поступило предложений по увеличению расходов, которые несбалансированны с источниками доходов на 100 млрд. грн. («заявки» на сумму 19,9 млрд. подали органы исполнительной власти — Авт. )», — подчеркнул он.

КОММЕНТАРИИ

Роман БЕЗСМЕРТНЫЙ , представитель Президента в Верховной Раде

— Вероятно, завтра состоится голосование по выводам бюджетного комитета. Как вы видите наибольшей критике подвержены две проблемы. Первая — социальные статьи бюджета. Вторая — те расписанные капитальные вложения, в которых депутаты видят неравность прав депутатского корпуса. Меньше обращается внимания на проблемы взаимоотношений центрального и региональных бюджетов, налогообложения ТЭК в следующем году. Немного больше — финансирование ЗС и оборонной системы. Мне кажется, что недооцениваются проблемы административной реформы, перепроизводства в АПК. Фактически, на оперативный инструментарий вмешательства правительства в экономику практически нет финансирования. Все это свидетельствует о том, что депутаты находятся под влиянием предстоящих выборов.

Виктор СУСЛОВ , народный депутат Украины (фракция «Яблуко»)

— Главная правка к представленному Кабмином проекту бюджета — значительное увеличение его расходной и доходной части. На мой взгляд, такое решение бюджетного комитета неправильное. Реально такого увеличения доходов нет. Понятно, что эти суммы получаются частично и это не увеличивает объема финансов государства в целом. Что касается расходов, то обращает на себя внимание попытка некоторых депутатов решать законом о бюджете мелкие предвыборные задачи. В проект бюджета внесено очень много мелких моментов. Где-то нужно построить школу, где-то — покрыть крышу. Все такие правки учитываются в проекте. Некоторые депутаты уже обращали внимание на то, что часто учитываются такого рода пожелания членов бюджетного комитета, либо членов той фракции, к которой относится глава этого комитета.

Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ