На фоне тактической борьбы между ветвями власти за полномочия основные политические игроки обошли вниманием появление такого концептуального документа, как Стратегия национальной безопасности Украины, подписанного Указом главы государства от 12 февраля. В Указе, в частности, отмечается, что Кабинет Министров Украины должен обеспечить выполнение упомянутой Стратегии, а секретарь СНБО — информировать Президента Украины о состоянии реализации упомянутой Стратегии.
На этот документ обратила внимание только бдительная Коммунистическая партия, которая считает недопустимым и противоречащим национальным интересам Украины утверждение Указом Президента Украины Стратегии национальной безопасности. В своем заявлении коммунисты отмечают, что стратегия национальной безопасности, согласно требованиям Конституции, должна базироваться на Законе «Об основах внутренней и внешней политики». Более того, коммунисты почему-то узрели в этом документе попытку Президента любым путем сохранить те властные полномочия, которых они лишили его вследствие политической реформы.
В чем важность этого документа? Действительно ли он открывает путь к обеспечению национальной безопасности Украины? Почему Стратегия не понравилась коммунистам?
КОММЕНТАРИИ
Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА , доктор политических наук, директор Института внешней политики при МИД:
— Это первый документ такого рода, и в этом уже заключается прогресс. Потому что до сих пор существовал Закон «Об основах национальной безопасности», Концепция национальной безопасности. Но это была декларация. Т.е. документ как пожелание к выполнению. Почему декларация? Потому что там были абстрактные положения, и очень правильные, но они никого ни к чему не обязывали. Сегодня новый документ — Стратегия — указывает на механизм обеспечения национальной безопасности.
Что касается стратегии, то этот документ, безусловно, имеет свой позитив. Хотя в нем есть много негативов. Собственно, стратегия не совсем выдержана в методологическом смысле. Потому что она повторяет многие положения закона об основах национальной безопасности и Концепции. В Стратегии подается расширенная трактовка угроз национальной безопасности и перечень более конкретизированных задач. И указывается, кто должен отвечать за их решение.
Это все прогресс. Но необходимо посмотреть на Стратегию как государственный документ с методологической точки зрения. Т.е. что там должно быть прописано. Кроме задач и механизма ответственности, там должна быть изложена стратегическая концепция как идея или совокупность взглядов, которые бы указывали на то, каким путем может быть обеспечена эта безопасность. Опять же, в Стратегии не показано, какие из этих угроз являются непосредственными, какие реальными, какие потенциальными. И, самое главное, не указан механизм нейтрализации этих угроз. Поэтому я боюсь, что эта Стратегия станет очередным пожеланием. А как конкретно обеспечить выполнение и превратить ее в, так сказать, генеральный план деятельности страны по обеспечению своей безопасности.
Стратегия не должна привязываться к Закону «Об основах внутренней и внешней политики». Более того, необходимо иметь национальную внешнюю Доктрину, которая базируется на Конституции государства. В Доктрине-документе должна быть прописана идеология, какова цель Украины на внешнеполитической арене, какое место в мире мы должны занять как суверенное независимое государство. И каким должно быть наше государство: евразийским, малоазиатским, европейским или украинским. В доктрине должны быть выписаны базовые национальные ценности и то, каким образом мы можем в международной среде защищать эти ценности и развивать их.
У коммунистов одна задача — развалить и уничтожить Украину как суверенное государство. Поэтому они за отмену института президентства, Конституции и всего, что связано с основами украинского государства. Поэтому не удивительно, что они все это критикуют. Но я думаю, что они являются рупором определенных сил крайнего крыла Партии регионов. Поскольку эта партия не может открыто заявлять об этом, то использует их как штрейкбрехеров для таких заявлений.
Сергей ПИРОЖКОВ , заместитель секретаря Совета по вопросам безопасности во внешнеполитической сфере:
— Эта Стратегия впервые разработана на национальном уровне и является конкретизацией закона об основах национальной безопасности. Этот документ разработан на основании демократических принципов. Что касается рисков, то Стратегия адаптирована к современности, к внутренним вызовам, существующим в обществе и государстве. Я считаю правильным, что реализация Стратегии поручена Кабинету Министров. Ведь этот орган сегодня за все несет ответственность как ветвь исполнительной власти.