Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Национальные особенности региональной политики

3 августа, 2000 - 00:00

Регионы — Центру: «Требуются полномочия. Чем больше, тем лучше». Центр — регионам: «Берите столько суверенитета, сколько можете удержать». Так начинался российский сериал «Вертикаль. Часть первая: разрушение по Ельцину». После ухода с политической сцены главного режиссера №1, его преемник изменил права и обязанности актеров и предложил свою режиссерскую находку: «Вертикаль. Часть вторая: восстановление по Путину».

Украинский вариант формирования модели взаимоотношений центральной власти и региональных элит одновременно похож и не похож на российский. Похож в том, что украинская (как в свое время российская) центральная политическая элита не имела и не имеет четкого представления о том, какой должна быть модель взаимоотношений с регионами и региональными элитами. За восемь лет независимости не было создано четкой стратегии перехода от сверхцентрализованной советской системы управления к новой модели, основанной на децентрализации, перераспределении полномочий между центром и регионами, учета специфики регионов, определении и соблюдении их прав, экономических и политических интересов. Таким образом, центральная власть фактически потеряла возможность задавать направление и эффективно корректировать объективно неизбежный процесс децентрализации. Тем не менее, независимо от готовности или не готовности центра жить по- новому процесс, как водится, пошел. В итоге сегодня в «сухом остатке» имеем: неизбежную перспективу введения двухпалатного парламента (воля народа в сочетании с волей региональных лидеров) в унитарном государстве, вероятная перспектива нового административно-территориальног о деления, связанная с появлением второй палаты, экономический сепаратизм целых регионов-доноров, возрастание аппетитов региональных административно-управленческих, финансовых элит и усиление их влияния на общеукраинские процессы. С другой стороны, наконе ц-то появился проект государственной концепции региональной политики: в декабре прошлого года была создана комиссия по его разработке, а пятого июля этого года проект был передан на подпись Президенту. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Это правило распространяется и на столь любимый народом- сувереном двухпалатный парламент, который должен ближе к осени начать материализовываться из сферы гипотез, домыслов, предложений и предположений. Народ-то, конечно, в апреле по поводу введения второй палаты сказал: «Быть посему!». Только вот не понятно, по какому-то именно быть? К примеру, кого народ хотел бы видеть во второй палате? Вот есть предложение Союза лидеров местных и региональных властей, что во вторую палату «будут избираться достойнейшие — самые талантливые, видные и рассудительные: например, губернаторы, главы облсоветов, мэры областных центров». Но хочет ли народ видеть этих «достойнейших» в верхней палате — неизвестно. А равно неизвестно, сколько таких «достойнейших» народ хочет видеть там, по какому принципу они должны туда избираться (а может, назначаться?), чем они будут заниматься.

Что касается последнего, то понятно — представлять, защищать и возрождать регионы и их права. Тема достаточно актуальная, особенная, учитывая, что в этом году 25 из 27 регионов оказались дотационными и вместо необходимых средств получили, по выражению Л. Кучмы, «какие- то трансферты». Регионы, конечно, тоже понимают, что внешний долг выплачивать надо. С другой стороны, они так надеялись на средства из новых траншей. Но тут так: утром — транши, вечером (возможно) — деньги. В итоге, необходимых средств регионы не получили и, судя по настроениям региональных лидеров, второй раз «бюджет сдерживания» их уже не устроит. По всей видимости, центру придется очень серьезно задуматься над тем, где провести границу между предоставлением расширенных прав регионам и сохранением необходимого контроля за действиями местных властей. «Игры в суверинитет», как доказывает российский опыт, весьма опасны. Россияне сейчас вынуждены с большими усилиями восстанавливать разрушенную вертикаль управления. У нас есть шанс перестроить взаимоотношения центра и регионов, не ломая эту вертикаль. Нужно постараться его использовать.

Начало дискуссии о том, каким быть новому территориальному устройству Украины, читайте на 4-й стр.

Андрей МИСЕЛЮК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ