«Как позитив мы получили ответ на наши предложения по либерализации визового режима между расширенным ЕС и Украиной, в котором содержится видение ЕС по этому вопросу». Об этом сказал «Дню» госсекретарь МИД Украины Александр Чалый, комментируя новости в отношении того, что Совет министров ЕС передал Украине список рекомендаций, выполнение которых могло бы стать основанием для либерализации визового режима между Украиной и странами-членами Европейского Союза. Это произошло в конце прошлой недели в Брюсселе на заседании «троек» комитетов ЕС по юстиции и внутренним делам, миграции и убежища. А. Чалый возглавлял украинскую делегацию.
Вопрос виз особенно чувствителен с учетом того, что со средины следующего года Украина уже не будет иметь безвизового режима ни с одной из соседних стран на западной границе в силу требований Европейского Союза к странам-кандидатам. Кроме того (хотя ЕС постоянно заявляет о желании и далее развивать с Украиной партнерские отношения), визовый режим как со странами Шенгенской зоны (Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Австрия, Греция, Италия, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия), так и с членами ЕС, которые не входят в Шенген, с каждым годом становится более жестким. О перспективной возможности безвизового обмена, как дают понять и в странах-членах ЕС, и в органах самого Союза, говорить просто не желают. И именно заинтересованность в сотрудничестве в области юстиции и внутренних дел, борьбе с нелегальной миграцией, сотрудничестве в борьбе с терроризмом госсекретарь Чалый охарактеризовал для «Дня» как положительное явление, поскольку прецедентов до сих пор не было, и основания для разговора о либерализации визового режима возникают именно в этой сфере.
Первый шаг в этом направлении Украина сделала в марте на заседании Совета ЕС —Украина, передав в органы ЕС проект соглашения о реадмиссии (возврат нелегальных мигрантов). Теперь, по словам Чалого, Украина ожидает, что уже в конный разговор на тему подготовки текста этого соглашения.
Важность его очень хорошо иллюстрируется польским примером: Германия поддержала предоставление полякам права на безвизовое передвижение по шенгенской зоне через неделю после того, как соглашение о реадмиссии вступило в силу. При этом Польша взяла на себя обязательства возвращать всех нелегалов, которые через ее территорию попали на Запад.
Само по себе подписание соглашения о реадмиссии еще не означает автоматического облегчения визового режима для украинцев, говорят украинские дипломаты. Хорошо, конечно, что Украина в этом вопросе проявила инициативу, но связывать эти вопросы между собой — реадмиссию, контроль над миграционными потоками, борьбу с нелегальной миграцией, борьбу с терроризмом и либерализацию визового режима приходится опосредованно.
Одним из шагов, как стало известно «Дню», было направление в ЕС предложения поэтапного взаимного облегчения режима. В частности, Украина предлагала Евросоюзу начать с введения для граждан ЕС безвизовых поездок по служебным паспортам, оформления виз для групп туристов из ЕС в международных аэропортах, введения безвизового въезда (до 10 суток) в Украину для бизнесменов, ученых, спортсменов, участников культурного обмена. В свою очередь, Евросоюзу в ответ предлагалось ввести безвизовые поездки для владельцев диппаспортов, многократные долгосрочные визы для владельцев служебных паспортов и граждан, которые бы направлялись в страны ЕС с целью бизнеса, науки, спорта, культурного обмена, упрощения визовой процедуры для организованных групп туристов, увеличения числа консульств стран ЕС в Украине. В случае успешной реализации этих предложений можно было бы пойти дальше — применить безвизовый режим поездок в Украину для граждан стран ЕС и в ответ, после гармонизации законодательства, обустройства границ, выполнения других требований при помощи ЕС — обсуждение возможности перехода для безвизового пересечения границы для граждан Украины.
Конкретные ответы на это еще не получены — украинские дипломаты говорят, что ЕС ответил только письмом, в котором указано, что и чем регламентируется, и что решение проблемы поездок по дипломатическим и служебным паспортам относится к компетенции отдельных стран-членов ЕС. Что само по себе дает Украине аргументы: до сих пор говорилось исключительно об общей политике в этой сфере.
Ответ на вопрос, почему Украина первой завела разговор о реадмиссии, который будет очень трудным и недешевым делом, простой. Хотя и небезсомнительный. В то время как невооруженным глазом заметен рост взаимного интереса между Россией и ЕС, Москва всячески уклоняется от того, чтобы взять на себя обязательства по реадмиссии. Киев же стремится получить дополнительные козыри и напоминать, что Украина это сделала первой, и поэтому имеет все основания требовать для себя более либерального визового режима, чем Россия и Беларусь. Как это будет выглядеть на практике — неясно. Поскольку в действительности эта проблема могла быть решена еще несколько лет назад, когда разговоры о возникновении шенгенского режима на западных границах Украины еще были разговорами. Это же касается и проблемы надлежащего контроля над восточными и северными границами — несколько лет назад выраженное стремление к этому, сочетаемое с практическими шагами, могло бы убедить в серьезности намерений. Это же касается и уровня жизни населения, также являющегося важным аргументом в разговоре.
При этом не стоило бы забывать еще о нескольких примерах. Например, болгарский — законодательство страны предусматривает, в случае нарушения своим гражданином режима пересечения границы, конфискацию паспорта на год. Или румынский — где, не афишируя этого, установили настоящие «фильтры на выезд», стараясь не выпускать тех, кто явно не имеет намерений возвращаться и легальных оснований для жизни за границей. Во всяком случае, разговор между Украиной и ЕС начался, и Брюссель дает понять, что готов над этим работать и помогать. Хотя и не настолько, как это было сделано для Польши, Венгрии, Чехии — но это уже история. Сейчас все зависит от того, как поведут себя украинское правительство и Верховная Рада, что будет делаться в этом контексте реально. И насколько будет понятно, что делается все указанное не для функционеров ЕС, а для Украины.